СПЛАХНИДИУМ МОРЩИНИСТЫЙ
(Splachnidium rugosum)

Фэозооспоровые / Хордариевые / Сплахнидиевые / СПЛАХНИДИУМ МОРЩИНИСТЫЙ
Phaeozoosporophyceae / Chordariales / Splachnidiaceae / Splachnidium rugosum

СПЛАХНИДИУМ МОРЩИНИСТЫЙ (Splachnidium rugosum) растет в южном полушарии у мыса Доброй Надежды и по южному берегу Австралии. Слоевище у этого растения студенистое, с полостью внутри; оно состоит из центрального толстого вертикального побега с немногочисленными слабо разветвленными толстыми боковыми ветвями. В основании слоевища имеется диск для прикрепления к грунту. Органы размножения — одногнездные спорангии - у сплахнидиума морщинистого развиваются в особых углублениях — концептакулах. Концептакулы образуются в некоторых точках поверхности слоевища, вблизи вершин побегов. Здесь начинаются интенсивное деление и рост клеток, при этом возникают впячивания внутрь слоевища. Образованию концептакулов способствует то, что слоевище имеет рыхлое нитчатое строение и снабжено полостями, заполненными слизью. В прошлом сплахнидиум морщинистый относили к фукусовым на том основании, что у него существуют концептакулы и на вершинах побегов расположены особые крупные клетки. Однако со временем выяснилось, что концептакулы у них образуются совершенно иначе, чем у фукусовых, а особые клетки оказались одноклеточной эндофитной зеленой водорослью кодиолум (Codiolum), которая постоянно присутствует в коровом слое молодых вершин побегов. Ассимиляционные нити у сплахнидиума морщинистого развиваются только на молодых частях, потом они опадают, и поверхность оказывается образованной плотной корой из мелких клеток. У сплахнидиума имеются многоклеточные волоски с интеркалярной зоной роста, которые растут на внутренней поверхности концептакулов и высовываются через их отверстия наружу.

СПЛАХНИДИУМ МОРЩИНИСТЫЙ