ИВАН-ЧАЙ
  • ИВАН-ЧАЙ
    (Epilobium angustifolium)

Двудольные / Миртовые / Кипрейные / ИВАН-ЧАЙ
    Dicotyledones / Myrtales / Onagraceae / Epilobium angustifolium

ИВАН-ЧАЙ (Epilobium angustifolium) или кипрей узколистный, некоторыми ботаниками относимый к особому роду хамерион (Cliiinierion), его цветки обычно служат классическим примером протандрии. Именно при наблюдении за цветения этого вида немецким ботаником X. К. Шпренгелем была открыта дихогамия растений и описана в его сочинении, изданном в 1793 г., «Разоблаченная тайна природы в строении и оплодотворении цветков». Основные опылители иван-чая — пчелы, но нередко цветки посещают шмели, бабочки и другие насекомые. Темно-розовые высокие соцветия иван-чая насекомые замечают издали. Иван-чай отличается большой продолжительностью цветения (1—2 месяца), а цветки — обилием нектара. За время цветения один цветок выделяет от 0,5 до 12 мг (а иногда до 26) нектара. Нектарники расположены между расширенным основанием тычиночных нитей и основанием столбика и представляют собой темно-зеленое кольцо. Они возникают из меристематических клеток верхней части завязи и основания тычиночных нитей. В открытом цветке иван-чая легко заметить 4 ланцентиых сиренево окрашенных чашелистика, столько же обратно-яйцевидных, слегка суженных в ноготок лепестков, 8 тычинок (у 4 тычинок нити немного длиннее) и 1 пестик. Первыми в цветке созревают розово окрашенные пыльники на сравнительно длинных и тонких нитях. В это время недлинный столбик с нераскрытым рыльцем изогнут книзу. После того как пыльники отпылили, столбик удлиняется почти вдвое, а рыльце раскрывается четырьмя растопыренными лопастями. Пчелы или другие насекомые, обычно вымазавшиеся пыльцой в более молодых цветках, при взятии нектара касаются рыльца, и так происходит перекрестное опыление. Иван-чай — один из лучших травянистых медоносов. С 1 га зарослей иван-чая можно получить до 600 кг прекрасного прозрачного меда. Его листья используют в лекарственных целях. Они содержат значительное количество дубильных веществ, витамина С. Иногда листья заваривают как чай — «капорский чай». Корни этого вида съедобны, слегка сладковатого вкуса. Иван-чай — ценное кормовое растение, имеющее высокое содержание каротина, протеина и жира. Особенно представляет интерес как пастбищное растение в горах и на севере Якутии — корм для северных оленей.

ИВАН-ЧАЙ