ЖУРАВЛЬ СЕРЁЖЧАТЫЙ

(Bugeranus carunculatus)

Птицы / Журавли / Журавли / ЖУРАВЛЬ СЕРЁЖЧАТЫЙ
Aves / Grues / Gruidae / Bugeranus carunculatus

ЖУРАВЛЬ СЕРЁЖЧАТЫЙ (Bugeranus carunculatus) облик его очень своеобразен. Это один из наиболее крупных видов журавлей, достигающий высоты 175 см и уступающий только индийскому журавлю. Общая окраска аспидно-серая, переходящая на плечах, груди и животе в черную. Голова и шея белые, на темени — небольшая черная «шапочка». Передняя часть головы от клюва до глаз покрыта голой ярко-красной кожей. Самое удивительное украшение журавля — парные мягкие кожистые лопасти, свисающие под основанием клюва и покрытые мелким оперением. Функциональная роль этих «сережек» не выяснена. Сережчатый журавль обитает в Западной Эфиопии, а также на территории менаду Южной Танзанией и Кейптауном. Гнездовые биотопы журавлей — периодически заливаемые водой во время дождливого сезона и пересыхающие затем в сухой период плоские понижения в долинах рек и озерных котловинах. Птицы не избегают сельскохозяйственного ландшафта, а в Замбии гнездятся даже по окраинам редколесий. Именно в Замбии, в национальном парке Кафуэ, обитает 2,5 тыс. сережчатых журавлей, т. е. большая часть мировой популяции. Гнездо сережчатого журавля представляет собой хорошо утрамбованную кучу стеблей осоки и других околоводных трав. Располагается оно обычно у воды и окружено растительностью, иногда высотой в рост человека. Вместе с тем известны случаи гнездования птиц на совершенно открытых влажных берегах прудов и речек и даже на скалах среди потока. Определенного сезона размножения у сережчатого журавля нет, гнезда с кладками можно найти в любое время года. В кладке чаще 1, реже 2 яйца, что в целом нехарактерно для журавлей. Пищу сережчатого журавля составляют как мелкие животные (насекомые, в первую очередь саранчовые, лягушки, мелкая рыба, ящерицы, мышевидные грызуны, яйца и птенцы), так и надземные и подземные части растений. Клубни, луковицы и корневища птицы легко выкапывают своим мощным клювом. Среди журавлей Африки сережчатый самый малочисленный. Нет сомнения, что в ближайшем будущем ему угрожает опасность, так как основные места обитания его коренным образом изменяются под влиянием осушения, постройки плотин и гидроэлектростанций и других антропогенных воздействий.

ЖУРАВЛЬ СЕРЁЖЧАТЫЙ