ЖУРАВЛЬ ЧЁРНЫЙ
(Grus monacha)

Птицы / Журавли / Журавли / ЖУРАВЛЬ ЧЁРНЫЙ
Aves / Grues / Gruidae / Grus monacha

ЖУРАВЛЬ ЧЁРНЫЙ (Grus monacha) систематически очень близок к серому. Это один из самых мелких видов журавлей — рост его составляет всего 110—115 см, а масса от 3 до 4,5 кг. Окраска однородная, темная, шиферно-серая с буроватым оттенком, шея и голова белые, на лбу участок красной голой кожи. До недавнего времени он пользовался репутацией «загадочной» птицы. Действительно, гнездо с кладкой впервые было найдено только в 1974 г. ленинградским орнитологом Ю. Б. Пукинским. Долгое время совершенно не были известны и детали распространения этого вида, и только в последние годы картина несколько прояснилась, хотя и далека от полноты. Стало известно, что черный журавль гнездится на значительной территории юга Якутии, в Амурской области, в Хабаровском и Приморском краях. Ареал носит мозаичный характер, что объясняется пятнистым размещением пригодных для гнездования мест. За пределы нашей страны гнездовой ареал, по-видимому, почти не выходит. Основными местами гнездования черного журавля являются верховые моховые болота средней и южной тайги с угнетенной древесной растительностью, состоящей преимущественно из лиственницы. Как открытых мест, так и сомкнутых лесов черный журавль избегает. Держится он скрытно, голос подает редко, и найти его нелегко. Места гнездования этих птиц почти не затрагиваются хозяйственной деятельностью человека. Они труднодоступны, рубки там ведутся только в зимний период и не наносят прямого ущерба ни самим птицам, ни их гнездам. Вместе с тем зарастающие и заболачивающиеся вырубки как раз создают благоприятные условия для гнездования черного журавля: земли эти надолго выводятся из хозяйственного оборота, и журавлям там привольно. По характеру гнездования, питанию и другим биологическим особенностям черный журавль почти не отличается от серого. Но время пролета черные журавли обычно придерживаются открытых степных участков, нередко отдыхают по окраинам озер. Зимовки расположены в Японии, в южной части острова Кюсю и на острове Хонсю. На Кюсю они зимуют близ подкормочной станции Идзуми, где питаются специально рассыпаемыми для них пшеницей и кукурузой. Общая мировая численность черных журавлей составляет около 3—3,5 тыс., и, возможно, она растет. Тем не менее черный журавль остается пока малочисленным видом.

ЖУРАВЛЬ ЧЁРНЫЙ