ЖУЛАН
(Lanius cristatus)

Птицы / Воробьиные / Сорокопутовые / ЖУЛАН
Aves / Passeriformes / Laniidae / Lanius cristatus

ЖУЛАН (Lanius cristatus) населяющий европейскую часть России и Западную Сибирь к северу до центральных частей Карелии, Архангельска, среднего течения Оби и Енисея. Вне России населяет всю Европу, кроме севера Скандинавии, и Малую Азию. Самец отличается пепельно-серым верхом головы и надхвостьем, широкой черной полосой через глаз, коричневым цветом спины и оснований крыльев, черным хвостом и черными концами крыльев (на боковых перьях хвоста много белого). Низ тела беловатый, с желтовато-охристыми боками. Самка серовато-коричневая, с характерным чешуйчатым узором из коричневых полосок на светлой груди. Жулан — обычная птица лесных опушек, кустарниковых зарослей в долинах рек, по окраинам полей и лугов, садов и парков. Сплошных глухих лесов избегает. Зимуют жуланы в Африке и Аравии, появляясь весной на местах гнездовий довольно поздно, в мае. Как и остальные сорокопуты, жуланы совершают свои перелеты в одиночку, как днем, так и ночью. Сразу же по прилете самцы занимают гнездовые участки. В это время они очень оживленны, но настоящей громкой песни у них нет. Только вблизи от самца, ухаживающего за самкой, можно услышать тихое щебетание, содержащее подчас подражания голосам других птиц. Гнездо может располагаться в самых различных местах, но особенно часто в густых кустах шиповника и на молодых елочках, обычно невысоко над землей. Известны также случаи устройства гнезда как высоко над землей, так и на земле. Самка откладывает 3—7, обычно 5 яиц с бурыми и коричневыми крапинками, сгущающимися к тупому концу. Основной цвет яиц розовато-желтоватый и даже зеленоватый. Насиживает самка, самец только изредка сменяет ее в дневное время. Обычно он кормит самку на гнезде или насаживает свою добычу на сучки вблизи гнезда. Птенцы вылетают через 15 дней, и родители еще кормят их 2—3 недели, пока птенцы окончательно не окрепнут. После этого выводок распадается. Отлет начинается рано, взрослые птицы покидают район гнездования в течение августа — начала сентября, молодые несколько позднее.

ЖУЛАН