ЖАВОРОНОК ЧЁРНЫЙ
(Melanocorypha yeltoniensis)

Птицы / Воробьиные / Жаворонковые / ЖАВОРОНОК ЧЁРНЫЙ
Aves / Passeriformes / Alaudidae / Melanocorypha yeltoniensis

ЖАВОРОНОК ЧЁРНЫЙ (Melanocorypha yeltoniensis) по окраске, телосложению и размерам отличается от большинства других жаворонков. Это крупный жаворонок: его длина 200 мм, масса около 60 г. Клюв у птицы толстый, сильный. Особенно своеобразна окраска: в отличие от всех жаворонков, да и от большинства других воробьиных птиц, оперение у самцов черное, но плечи, малые маховые и перья хвоста, а также перья по бокам груди оторочены бледной полоской. От этого на фоне черного оперения спина и бока птицы кажутся покрытыми белесыми полулунными пятнышками. К весне птица, уже пообносившая оперение (светлые каемки перьев к этому времени обиваются), кажется совсем черной. Угольно-черный цвет птицы дополняется черным цветом ног и темно-карими глазами. И только сероватый клюв резко выделяется на общем черном фоне. Самка сверху черновато-бурая, с бледными буровато-серыми каймами перьев. С брюшной стороны она грязно-беловатая, с бурыми пестринками на зобе и боках тела. Молодые птицы окрашены сходно с самкой, но в оперении их больше грязноватых оттенков. Распространение черного жаворонка ограничено; он эндемик России. Гнездятся эти птицы в полынных степях, полупустынях и солончаках нижнего течения Волги и в Казахстане. Хотя это и неперелетные птицы, осенью (особенно когда выпадает много снега) они собираются в стаи и предпринимают широкие кочевки (преимущественно в южном, юго-западном и западном направлениях). В кочевой период жизни этих птиц можно встретить далеко за пределами гнездового ареала—в Средней Азии, на Кавказе и в Закавказье, на юге Украины. А отдельные залетные птицы наблюдались даже в Великобритании, Франции, Италии.

ЖАВОРОНОК ЧЁРНЫЙ