ЖУРАВЛЬ ВЕНЦЕНОСНЫЙ
(Balearica pavonina)

Птицы / Журавли / Журавли / ЖУРАВЛЬ ВЕНЦЕНОСНЫЙ
Aves / Grues / Gruidae / Balearica pavonina

ЖУРАВЛЬ ВЕНЦЕНОСНЫЙ (Balearica pavonina) Название «венценосные» журавли получили из-за особого украшения: топкие волосовидные перья на голове образуют нечто вроде золотистого венца. В окраске остального оперения преобладает свинцово-серый цвет, первостепенные маховые черные, второстепенные — каштановые, а кроющие крыла — чисто-белые. В отличие от других журавлей, третьестепенные маховые не образуют «шлейфа». У восточного вида под клювом свисает ярко-красная кожистая «сережка». Клюв сравнительно короткий, несколько уплощенный. Венценосные журавли населяют Африку южнее Сахары, но их нет в районах тропических лесов и в горах. Оба вида биологически очень близки. Характерными местами их обитания являются болотистые понижения среди открытого ландшафта, долины крупных рек, обширные озерные котловины, не избегают и густо заселенных людьми районов. Оседлы, однако в зависимости от сухого и дождливого сезонов кочуют в пределах ареала, собираясь при наступлении засухи вокруг водоемов и рассредоточиваясь в начале дождей. Гнездовой период начинается с началом дождливого сезона. Гнездовые территории сравнительно невелики и занимают площадь от 10 до 40 га. Территория строго охраняется и маркируется «танцами» и особыми криками. На гнездовой территории они не терпят не только представителей своего вида, но немедленно изгоняют и других птиц: гусей, уток, дроф. Гнездо обычно расположено либо у самой воды, либо даже в воде, уходя на глубину 20—30 см. Кладка состоит из 3, реже 2 яиц нежно-голубого или розоватого цвета без пятен. Насиживание начинается с первого яйца, в нем принимают участие обе птицы, но самка проводит на гнезде больше времени, особенно ночью. Птенцы рождаются покрытыми пухом и проводят в гнезде около суток, а затем покидают его, хотя еще 2—3 дня возвращаются туда на ночь. На крыло молодые журавли поднимаются в возрасте месяца. Основным кормом венценосных журавлей служат семена, вегетативные части растений, мелкие животные — от насекомых до ящериц. Кормятся птицы чаще на сухих местах, собирая семена с поверхности и выкапывая клювом корни. Численность обоих видов венценосных журавлей хотя и несколько сократилась в последние десятилетия, однако пока еще достаточно велика.

ЖУРАВЛЬ ВЕНЦЕНОСНЫЙ