ЖУРАВЛЬ АМЕРИКАНСКИЙ
(Grus americana)

Птицы / Журавли / Журавли / ЖУРАВЛЬ АМЕРИКАНСКИЙ
Aves / Grues / Gruidae / Grus americana

ЖУРАВЛЬ АМЕРИКАНСКИЙ (Grus americana) относится к числу крупных и по размерам не уступает японскому, хотя и отличается несколько более легким сложением. Основная окраска его белая, и только концы крыльев и своеобразные «усы» у него черные. На голове ярко-красная «шапочка», образованная участком неоперенной кожи и спускающаяся сзади на затылок. Третьестепенные маховые перья очень пышные, удлиненные, спускаются сзади подобно шлейфу, закрывая хвост. В прошлом веке американский журавль населял весь Североамериканский континент, от лесов Канады до Мексиканского залива. Но к первой трети XX в. под влиянием антропогенной трансформации ландшафтов и неумеренной охоты из своего былого ареала он исчез. Лишь небольшая группа птиц в количестве 10—12 пар сохранилась в труднодоступных лесах Северо-Западной Канады, в национальном парке Вуд-Буффало, где она была обнаружена в 1954 г. лесничим М. Уилсоном и пилотом вертолета Д. Лендаллсом. Эта последняя из оставшихся популяций зимует в Техасе, на побережье Мексиканского залива, в специальном резервате Арансас. Гнездовая биология американского журавля в прошлом мало известна. Вероятно, спектр занимаемых биотопов был достаточно широк. В Луизиане птицы строили огромные гнезда из стеблей тростника в густых тростниковых зарослях вокруг озер. Такое гнездо при подъеме воды могло даже всплывать. В прериях журавли гнездились также вокруг озер, часто на мелководьях, используя в качестве опоры для гнезда хатки ондатры. В сохранившемся сейчас районе гнездования журавли населяют труднопроходимые заболоченные, сравнительно открытые участки среди леса, расположенные вокруг озер. Гнезда они строят из сухой травы, всегда в окружении глубокой воды. Откладка яиц происходит в мае. Кладка состоит из 2 яиц, как исключение — из 1. Инкубация продолжается 30—31 день, в насиживании принимают участие обе птицы, но самка проводит на гнезде большую часть времени, особенно ночью. Для новорожденных пуховичков характерна агрессивность в отношениях друг с другом, и старший птенец обычно забивает младшего насмерть. Гнездовые территории у американских журавлей постоянны и используются парой на протяжении многих лет, хотя расположение гнезда меняется. Семьи не распадаются до возвращения с зимовок в район гнездования. Питание американского журавля мало изучено. На зимовках в Арансасе птицы в значительном количестве поедают водных животных — рачков, насекомых, рыбу. Наряду с этим вылетают кормиться на поля, где едят семена кукурузы, пшеницы, сорго. В 1940-х гг. американский журавль находился на грани исчезновения — в природе насчитывалось не более 15 птиц! Строгая охрана на зимовках, а затем и на местах гнездования способствовала повышению численности. С 1976 г. канадские и американские орнитологи начали отбирать по одному яйцу из всех известных гнезд в парке Вуд-Буффало для искусственной инкубации. Это помогло разработать технологию вольерного разведения американского журавля и создать размножающуюся в неволе группу птиц в качестве «генетического банка». Затем путем подкладки яиц американского журавля в гнезда канадского (метод приемных родителей) была создана новая свободноживущая популяция в резервате Грейс-Лейк в штате Айдахо. Сейчас общая численность американского журавля уже превышает 300 птиц, и можно сказать, что этот вид спасен от исчезновения. Тем не менее он занесен в Красную книгу Международного союза охраны природы, и работы по увеличению его численности продолжаются.

ЖУРАВЛЬ АМЕРИКАНСКИЙ