ЗАВИРУШКА ЛЕСНАЯ
(Prunella modularis)

Птицы / Воробьиные / Завирушковые / ЗАВИРУШКА ЛЕСНАЯ
Aves / Passeriformes / Prunellidae / Prunella modularis

ЗАВИРУШКА ЛЕСНАЯ (Prunella modularis) гнездится в Европе (за исключением Южной Италии и Греции, безлесного юго-востока и крайнего севера Европейской части России), на Британских островах, в Малой Азии, Сирии, Западном Иране, на Кавказе и в южной гористой части Крыма, зимует в южных областях гнездового ареала, а также на севере Африки. Это невзрачная птичка. Спинная сторона у нее ржаво-бурая с черно-бурыми продольными пестринами; голова серо-бурая; горло и зоб серо-стального цвета, постепенно переходящего в охристо-белый на нижней части груди и на брюхе. Ноги светло-бурые. Завирушка рано возвращается на свою родину: даже в далекой северо-восточной части гнездового ареала она появляется в апреле. Прилетевшие птицы придерживаются хвойных лесов с густым подлеском. В таких местах весной можно услышать звонкое щебетание поющей на вершине высокого дерева птички. Гнездо устраивается обычно на небольшой ёлке на высоте 0,5—1,0 м от земли. Это сравнительно с размерами хозяев гнезда довольно массивная постройка. Основание и боковые стенки ее выложены мелкими сухими еловыми веточками, внутренняя часть — зелеными мхами (обычно кукушкин лен), образующими толстый слой. Лоток гнезда обыкновенно выстилается коричневатыми спорангиями кукушкина льна. Кладка состоит из 3—7 яиц, но обычно их бывает 5—6. Яйца зеленовато-голубого цвета. Насиживание яиц продолжается около 12 дней, столько же времени птенцы развиваются в гнезде. Взрослые обогревают птенцов и кормят их паучками и мелкими насекомыми, среди которых преобладают равнокрылые и гусеницы. За час бывает около 10 прилетов к гнезду с кормом. Вылетевшие из гнезда птенцы через неделю становятся уже самостоятельными, а взрослые птицы строят новое гнездо и приступают ко второй кладке. Иногда в году бывает и третья кладка. Осенью взрослые птицы линяют, а затем начинается отлет к местам зимовок, который продолжается до глубокой осени. Еду лесные завирушки собирают на земле, на травянистых растениях и в подстилке, а также на ветвях подлеска и в подросте. Здесь взрослые птицы находят и поедают семена и мелких беспозвоночных (паучков, жуков, цикад, гусениц, моллюсков с раковинками и др.).

ЗАВИРУШКА ЛЕСНАЯ