ВОРОНА СЕРАЯ
(Corvus cornix)

Птицы / Воробьиные / Вороновые / ВОРОНА СЕРАЯ
Aves / Passeriformes / Corvidae / Corvus cornix

ВОРОНА СЕРАЯ (Corvus cornix) по внешнему виду напоминает ворона, но мельче его, масса тела 460—690 г. Голова, горло, крылья, хвост черные, остальное ощзрение серое. Распространена в Евразии от северной части Великобритании, Скандинавии и Кольского полуострова, Дании, долины Эльбы, средних частей Чехии, Венгрии, на восток до долины Енисея и предгорий Алтая, на юг до южного побережья Балканского полуострова; в Малой и Передней Азии, в Туркмении и большей части Казахстана, в дельте Нила, на островах Средиземного моря. Населяет опушки и окраины лесов, рощи, заросли речных долин, антропогенные ландшафты. В безлесных районах держится у скал, береговых обрывов и тростниковых зарослей. В северных районах ареала — перелетная птица, в центральных и южных — кочующая и оседлая. Осенью из районов гнездования часть ворон перемещается на небольшие расстояния в южном и юго-западном направлениях, на большей части ареала встречается круглый год. Зиму вороны проводят у жилья человека. Кормятся на помойках и свалках отходами, отбросами, пищевыми остатками. Особенно большие скопления вороны образуют вместе с галками и грачами в крупных городах. Ночуют они в центральных частях городов: на деревьях в парках, садах и скверах, на крышах и карнизах зданий. Днем они улетают кормиться на окраины и в пригороды, вечером вновь возвращаются на ночевку. Часть городских птиц живет оседло в течение всего года, они кормятся и ночуют недалеко от своих гнезд. В последние годы резко возросла численность городских ворон. К гнездованию вороны приступают рано. С появлением первых проталин они покидают зимовки, разлетаются к местам гнездования и начинают строить гнезда. Устраивают их в кронах деревьев на высоте 2,5 — 3 м, на уступах скал и береговых обрывов, на заломах тростника, часто используют сооружения человека: опоры ЛЭП и железнодорожных мостов, архитектурные украшения зданий и др. Гнездо строят самец и самка из сухих веток, а в безлесных районах из стеблей высоких трав полыни, тростника, рогоза. Выстилают его лубяными волокнами, сухими стеблями и листьями трав,; шерстью, войлоком, тряпками и т. п. Гнездо вороны крупное: наружный диаметр 32—66 см, высота 20—43см, глубина лотка 8,5—И см, его диаметр 17—24 см. В южных районах в марте, на севере в апреле — мае самка откладывает от 3 до 6 яиц размером 43,5 X 30,1 мм, бледно-зеленоватой, голубовато-зеленой или зеленой окраски с бурыми пятнами, крапинами, мазками. Насиживает самка в течение 18 — 21 дня. Самец приносит ей пищу, на короткое время она сама слетает за кормом. Птенцов выкармливают оба родителя в гнезде в течение месяца и долго докармливают их после вылета. Семейные стаи держатся на полях, лугах, в поймах рек первое время недалеко от гнезда. Во второй половине лета семьи объединяются в более крупные стаи и часто вместе с грачами и галками совершают более далекие трофические кочевки. В сентябре — октябре часть ворон отлетает к югу, другие приближаются к человеческому жилью, где и проводят всю зиму. Ворона — всеядная птица. Из животных она поедает различных беспозвоночных — жуков, прямокрылых, гусениц, бабочек, личинок мух, моллюсков, дождевых червей, а также грызунов, яйца и птенцов, ящериц, лягушек, рыб. Потребляет зерновки культурных злаков, семена подсолнечника, сорных и дикорастущих растений. Состав кормов существенно меняется по сезонам года. Так, зимой она поедает отбросы и остатки пищи у жилья человека, весной — мышевидных грызунов, осенью и во второй половине лета — зерновки хлебных злаков. Птенцов выкармливает насекомыми и другими беспозвоночными. Уничтожением грызунов и насекомых-вредителей ворона приносит пользу. Полезна она и тем, что ее гнезда используют хищные птицы, совы, некоторые кулики и утки, которые сами не строят гнезд. Уничтожая яйца и птенцов, она приносит ощутимый вред, особенно водно-болотным птицам в охотничьих хозяйствах и заповедниках. Осенью и зимой вороны концентрируются у животноводческих комплексов, они растаскивают и загрязняют корм домашних животных. Нежелательны крупные зимние скопления вороновых в городах и поселках из-за загрязнения зданий, порчи архитектурных украшений и памятников. В местах концентрации ворон необходимо проводить регулирование их численности.

ВОРОНА СЕРАЯ