ВЬЮРОК КРАСНОШАПОЧНЫЙ
(Serinus pusillus)

Птицы / Воробьиные / Вьюрковые / ВЬЮРОК КРАСНОШАПОЧНЫЙ
Aves / Passeriformes / Fringillidae / Serinus pusillus

ВЬЮРОК КРАСНОШАПОЧНЫЙ (Serinus pusillus) птичка мелких размеров с длинным выемчатым хвостом; весит 10—12 г. Издали он кажется черно-коричневым, вблизи же выглядит довольно красиво. Бока головы, шея и передняя часть груди черные, лоб и темя оранжево-красные, верхняя сторона туловища буровато-черная, надхвостье оранжевое, брюшная сторона желтая с широкими черными пестринами. Распространен красношапочный вьюрок в горах Малой и Передней Азии, Пакистана, на северо-западе Гималаев и на юго-западе Тибета; в пределах бывшего СССР — на Кавказе, в горах Средней Азии и в Тарбагатае. Вьюрок населяет горные долины с каменистыми осыпями среднего и верхнего поясов гор. Повсюду оседлая птица, совершающая зимой лишь вертикальные кочевки. На Кавказе в начале мая можно слышать звонкие песни самцов и более тихие и однообразные — самок. Самцы токуют возле самок с приподнятыми хвостами и опущенными крыльями, распушив перья на горле и зобе. Гнездо вьюрок устраивает в щелях скал, на деревьях или в кустарнике. Оно чашевидной формы, сделано из сухих стеблей и корешков; изнутри выстлано волосом. В конце мая — начале июня в нем появляется 3—5 бледно-голубых яиц с коричневатыми пятнышками. Насиживает одна самка в течение почти двух недель. В конце июня — начале июля птенцы, достигшие возраста 15—17 дней, покидают гнездо. Вылетевших молодых еще 5—7 дней продолжает подкармливать преимущественно самец. Красношапочный вьюрок имеет две кладки в лето. Птенцы из второй кладки вылетают из гнезда в конце августа. Выводки объединяются в стаи, нередко в сотни особей. Эти стаи сохраняются всю зиму до следующей весны. Питается этот вьюрок семенами различных трав, ольхи, березы и других растений. Птенцов выкармливает насекомыми.

ВЬЮРОК КРАСНОШАПОЧНЫЙ