ВЕРЕТЕННИК БОЛЬШОЙ
(Limosa limosa)

Птицы / Ржанкообразные / Бекасовые / ВЕРЕТЕННИК БОЛЬШОЙ
Aves / Charadriiformes / Scolopacidae / Limosa limosa

ВЕРЕТЕННИК БОЛЬШОЙ (Limosa limosa) имеет длину крыла 19-24 см, вес 235-270 г. В брачном наряде у этой птицы голова, шея, зоб и передняя часть груди рыжие. В полете бросается в глаза контраст белого основания и черной вершины хвоста, хорошо заметна белая полоса на крыльях. Большой веретенник распространен в России от Прибалтики до Алтая и затем от Вилюя до Анадыря, Камчатки и Приморского края (восточные веретенники мельче и темнее западных). Он населяет также Исландию и север Центральной Европы. Зимует местами в Африке, на юге Азии и далее на юг до Австралии. Прилет больших веретенников на места гнездования происходит в апреле - начале мая. Основные места обитания большого веретенника - сырые луга поблизости от воды, болота, поросшие травой, и топкие травянистые берега озер. В Казахстане местом гнездования ему служит всякое понижение в степи с сочной травой. Гнездится большой веретенник по большей части колониально и к гнездованию приступает в возрасте около одного года. После прилета самцы играют в воздухе, летая взад и вперед над избранным для гнездования местом, покачиваясь из стороны в сторону и сильно и отрывисто ударяя попеременно то правым, то левым крылом, причем издают крик, похожий на "веретень". Впрочем, в Западной Сибири считают, что большой веретенник кричит слова "авдоть, авдоть", и называют эту птицу там авдоткой. Одновременно с весенним током самец занимается устройством "ложных гнезд". Иногда в этом принимает участие и самка. Потом одно из подобных гнезд достраивается и служит для откладки яиц. В полной кладке бывает 2 яйца, которые насиживаются обоими родителями в течение 21-23 дней. Первую половину лета большой веретенник кормится преимущественно в степи, где пищей ему служат разнообразные наземные насекомые, главным образом жуки, иногда саранчовые, голые гусеницы бабочек. Позднее на водоемах эти веретенники поедают личинок плавунцов и водолюбов, водных клопов, рачков, прудовиков. В их желудках встречаются иногда и семена различных растений. Осенний отлет начинается уже в конце июля, но основная масса птиц отлетает в августе - сентябре.

ВЕРЕТЕННИК БОЛЬШОЙ