ВИХЛЯЙ

(Chlamydotis undulata)

Птицы / Журавли / Дрофиные / ВИХЛЯЙ
Aves / Grues / Otididae / Chlamydotis undulata

ВИХЛЯЙ (Chlamydotis undulata) типичная дрофа средней величины; вес его колеблется от 1,1 до 2,4 кг. От других дроф вихляй отличается хорошо заметным воротником из длинных перьев на шее. Песчано-рыжеватые и белые тона в окраске оперения делают джека малозаметным среди пустынной обстановки. Как типично наземная птица, вихляй бегает весьма быстро, до 35—40 км в час. Распространен вихляй в пустынях и полупустынях Северной Африки, Аравии, Малой, Передней и Средней Азии, южных частей Казахстана и далее на восток до Тувы, Западной Монголии и Синьцзяна. В южных частях ареала вихляй оседл, из северных частей отлетает в пустыни Аравии, Передней Азии, а также Туркмении. Весной вихляй прилетает в гнездовые места позднее своих сородичей, что связано, по-видимому, с иным характером питания. Это по преимуществу животноядная птица, поедающая в некотором количестве растения, а в основном насекомых. Гнездо вихляя располагается на земле. В апреле — мае, когда наступит устойчивая теплая погода, начинается откладка яиц. В полной кладке их бывает от 1 до 3. Насиживает яйца и водит птенцов одна самка. Самец покидает ее, как только та сядет на гнездо. Осенью вихляй отлетает на зимовки сравнительно рано, в августе — сентябре; в южных районах пролет захватывает и большую часть октября. Вихляй принадлежит к числу охотничьих птиц. Добывается ружьем. Будучи повсюду вообще сравнительно малочисленным, в ряде мест вихляй за последнее время сильно истреблен и нуждается в охране.

ВИХЛЯЙ