УСАЧ ДОМОВЫЙ
(Hylotrupes bajulus)

Насекомые / Жуки / Жуки-дровосеки / УСАЧ ДОМОВЫЙ
Insecta / Coleoptera / Cerambycidae / Hylotrupes bajulus

УСАЧ ДОМОВЫЙ (Hylotrupes bajulus) небольшой (8—20 мм) уплощенный жук с закругленной переднеспинкой и короткими усиками. Окраска его варьирует от бурых и грязно-серых до черных тонов, надкрылья с неясными косыми перевязями. В естественных условиях личинки этого вида очень редки, лучше всего чувствуют себя эти усачи в старых деревянных домах. Доски пола, оконные рамы и особенно стропила потолка и крыши — излюбленные места их развития. Самка откладывает яйца глубоко в трещины и щели, всего она может отложить 200—400 яиц. В среднем через 2 недели из яиц появляются личинки, которые начинают разрушать в первую очередь наружные слои бревен. Внешне эта скрытая деятельность усачей никак не заметна, но пройдет время — ив комнате провалится пол, выпадет рама или начнет разваливаться крыша. Известны случаи, когда домовый усач при массовом заселении приводил в негодность деревянные постройки целых городских кварталов. Много сил затратили ученые на изучение биологии этого вида. Было установлено, что среди усачей домовый усач — один из самых приспособленных к жизни в древесине. Пищеварение его личинок настолько активно, что они усваивают пятую часть перемолотой древесины. Грибков-сожителей у них не обнаружено, поэтому личинки, - быстрее развиваются в древесине, разрушаемой одновременно и грибами. При питании древесиной, искусственно обогащенной белками, вместо обычных 3—4 лет развитие личинок завершается всего за 12—14 месяцев. Иногда взрослые жуки так и не покидают древесину, спариваются в ходах и здесь же откладывают яйца. Борьба с домовым усачом очень трудна. Сильно зараженные здания приходится разрушать и сжигать. В том случае, если усач заселил лишь часть здания — пол, потолок или крышу, их также необходимо заменить. Обработка древесины сероуглеродом или ее нагревание до 63—74°С специальным генератором убивает личинок усача.

УСАЧ ДОМОВЫЙ