УХОВЁРТКА АЗИАТСКАЯ
(Anechura asiatica)

Насекомые / Уховёртки / Уховёртки / УХОВЁРТКА АЗИАТСКАЯ
Insecta / Dermaptera / Forficulidae / Anechura asiatica

УХОВЁРТКА АЗИАТСКАЯ (Anechura asiatica) черного цвета с желтыми пятнами на надкрыльях и крыловых пластинках, длиной 10— 16 мм, с сильными изогнутыми клещами, ведет дневной образ жизни. Этот вид широко распространен в Западной и Центральной Азии. В северной части своего ареала встречается в полупустынях, а на юге преимущественно в горах. По наблюдениям в горном хребте Каратау (Южный Казахстан) азиатская уховертка является здесь массовым видом, закономерно совершающим сезонные вертикальные миграции. Местами, где у азиатской уховертки протекает откладка яиц и отрождение молоди, являются влажные долины и поймы рек в предгорьях хребта. Личинки отрождаются во второй половине апреля. Их в массе можно встретить днем на самых разнообразных растениях, цветы которых являются их основной пищей. Особенно активны личинки в ясные солнечные дни. Во второй половине мая происходит окрыление. С этого момента начинаются активные миграции азиатской уховертки в горы. Утром до восхода солнца уховертки в оцепеневшем состоянии находятся под кустами или на цветках своих кормовых растений. С восходом солнца они начинают двигаться и усиленно питаться преимущественно цветками и бутонами. Около часа дня, т. е. к. моменту наибольшего прогрева земли, начинается массовый лёт. Летают они медленно, поднимаясь при этом на значительную высоту, иногда выше чем на 100 м. Летящая «кулига» уховерток издали бывает похожа на серое облако. Массовый лёт продолжается около двух недель. За это время азиатская уховертка полностью переселяется в горы и в массе накапливается на каменистых склонах, где в это время цветет большинство растений. В конце июня горная растительность начинает выгорать. К этому времени уховертки становятся малоподвижными. Они скопляются под кустами растений и камнями и в таком состоянии остаются в горах на весь период летней засухи. В отличие от азиатской уховертки другие горные виды не только не способны к полету, но даже полностью утратили крылья.

УХОВЁРТКА АЗИАТСКАЯ