ЦАПЛЯ БЕЛАЯ БОЛЬШАЯ
(Egretta alba)

Птицы / Голенастые / Цапли / ЦАПЛЯ БЕЛАЯ БОЛЬШАЯ
Aves / Gressores / Ardeidae / Egretta alba

ЦАПЛЯ БЕЛАЯ БОЛЬШАЯ (Egretta alba) от других цапель отличается снежно-белой окраской и крупными размерами. Средний вес ее более 1,5 кг, длина крыла 43-44 см. В брачном наряде на затылке этой птицы имеется небольшой хохол, на нижней части шеи хорошо заметны удлиненные рассученные перья, свисающие в виде небольшой гривы, на плечах - два пучка длинных рассученных перьев, заходящих за вершину хвоста. Это знаменитые эгретки, ради которых несколько десятилетий назад белую цаплю истребляли в неимоверном количестве. Например: в 1898 году только в одной Венесуэле, по данным консульского учета, было вывезено эгреток от полутора миллионов (точнее, 1 538 000) белых цапель. Можно судить по этой цифре, в каких масштабах шла охота на эту птицу, и это как раз в гнездовое время! Не приходится удивляться, что белая цапля во многих местах вовсе исчезла или стала исключительно редкой птицей. Установленная в 20-х годах охрана белой цапли с полным запрещением охоты на нее привела к восстановлению численности этой птицы настолько, что в настоящее время белая цапля в нашей стране вновь стала довольно обычной, а местами даже многочисленной птицей. По своему распространению большая белая цапля может быть названа космополитом, так как гнездится она на всех материках, за исключением, конечно, Антарктиды. Впрочем, в Северной Америке она гнездится только в южной ее части, а в Южной - не южнее Парагвая. В Африке ее гнездовая область охватывает материк к югу от Сахары и Мадагаскар. В Евразии она распространена от Венгрии, северных частей Балканского полуострова и Малой Азии на восток до юго-восточных границ Азиатского материка, южной части Сахалина и юга Японии. Образ жизни белых цапель сходен с образом жизни других цапель. Это перелетные (в умеренном поясе) моногамные птицы, предпочитающие безлесные или бедные лесной растительностью площади, где имеются водоемы (открытые плесы, озера, реки со слабым течением и т. д.) с обширными тростниковыми и камышовыми зарослями. Для гнездования они выбирают самые труднодоступные уголки камышовых крепей, но в поисках пищи нередко посещают и культурный ландшафт, где ведут себя, однако, очень осторожно. В виде исключения эти птицы устраивают гнезда и на деревьях. Откладывают обычно от 3 до 5 яиц и насиживают их 25-26 дней. Питается большая белая цапля рыбой, водными насекомыми и их личинками, кузнечиками, саранчой, мелкими млекопитающими и изредка птенцами воробьиных птиц.

ЦАПЛЯ БЕЛАЯ БОЛЬШАЯ