ТРИТОН АЛЬПИЙСКИЙ
(Triturus alrestris)

Земноводные / Земноводные хвостатые / Саламандры настоящие / ТРИТОН АЛЬПИЙСКИЙ
Amphibia / Caudata / Salamandridae / Triturus alrestris

ТРИТОН АЛЬПИЙСКИЙ (Triturus alrestris) один из наиболее красивых тритонов. Гладкая кожа спины самца имеет темную серовато-коричневую окраску с синим оттенком, наиболее ярким на середине спины, где проходит невысокий гребень. На боках проходит ряд темно-синих пятен неправильной формы. Пятнистые также щеки и конечности. Брюхо и горло огненно-оранжевые. Гребень спины, переходящий в плавниковую оторочку хвоста, кажется клетчатым из-за чередующихся светлых и темных почти прямоугольных пятен. Хвост в верхней части голубовато-серый, в нижней - оливково-серый, и на его оторочке разбросаны синие пятна. Самки окрашены менее ярко и не имеют спинного гребня. Длина около 9 см, из которых половина приходится на хвост. Распространен в Средней Европе от Центральной Испании, Северной Италии и Греции на север до Дании и на восток до Карпат включительно. В нашей стране встречается только в Западной Украине, в горных и предгорных районах Карпат. Подобно карпатскому тритону, живет от предгорий до самых вершин гор, занимая всевозможные тенистые и сырые места. В северо-восточных и сецерных районах Карпат этот тритон редок; напротив, на юго-востоке и юге Советских Карпат — в Буковине альпийский тритон является самым многочисленным видом хвостатых земноводных. В водоемах появляется в марте, апреле или начале мая, в зависимости от высоты. Покидает водоем в конце июля — в августе. Зимует на суше, в лесной подстилке, под камнями, упавшими стволами деревьев. В воде кормится дафниями (35—40%), личинками комаров-дергунов (25—30%), комаров-кусак (10—15%), личинками ручейников (10—15%), мух (10%), а также поденками, моллюсками, ракушечными рачками, личинками веснянок и т. д. Корма альпийского тритона очень разнообразны, что отличает его от других видов, обитающих с ним вместе. На суше кормится дождевыми червями, голыми слизнями, пауками, насекомыми. Откладывает икру в различные дни мая, в зависимости от высоты мест обитания. Неразборчив в водоемах и часто размножается в загрязненных канавах. Икринки откладываются небольшими группами, по 3—5 штук, среди листьев водных растений. Одна самка откладывает около 100 яиц диаметром 1,2—1,3 мм. Личинки выклевываются через 16—20 дней, имеют длину 5—7 мм.К середине августа, достигнув 20—24 мм длины, заканчивают метаморфоз и покидают водоем. Высоко в горах личинки остаются зимовать; известны случаи, когда личинки оставались в воде по нескольку лет, достигая размеров 7—8 см, т. е. отмечено явление частичной неотении.

ТРИТОН АЛЬПИЙСКИЙ