ТЕТЕРЕВ СТЕПНОЙ БОЛЬШОЙ
(Tympanuchus cupido)

Птицы / Куриные / Тетеревиные / ТЕТЕРЕВ СТЕПНОЙ БОЛЬШОЙ
Aves / Galliformes / Tetraonidae / Tympanuchus cupido

ТЕТЕРЕВ СТЕПНОЙ БОЛЬШОЙ (Tympanuchus cupido) населяет открытую прерию и лесостепь центральных областей Северной Америки. По размерам он немного уступает обыкновенному тетереву: старые самцы имеют массу обычно не больше 1100 г, самки — несколько меньшие размеры. По окраске самцы и самки почти неотличимы — равномерно-пестрые, с поперечнополосатым рисунком, особенно четко выраженным на груди, и преобладанием песочных и желтовато-коричневых тонов. Эта окраска носит явно покровительственный характер и делает птиц малозаметными на фоне выгоревшей травы. Самцы легко узнаются благодаря своеобразным украшающим перьям — «ушам», растущим двумя пучками по бокам верхней части шеи. Во время токования самец поднимает их вперед и вверх; приобретая совершенно необычный «рогатый» вид. Большие степные тетерева токуют на традиционных токовищах, на которые в разгар брачного сезона собирается до нескольких десятков птиц. Основной элемент в брачном ритуале самца — своеобразная песня, которая представляет собой три следующих друг за другом, почти сливающихся гудящих звука, вроде «оооо-уууу-оооо», довольно громких и слышных более чем за 3 км. Эти звуки усиливаются специальными резонаторами — выступами растяжимого пищевода, которые, раздуваясь, выпячивают голые, окрашенные в желто-оранжевый цвет участки кожи на боках шеи, вздувающиеся двумя ярко окрашенными пузырями. Голову и шею при этом самцы держат параллельно земле, выставив вперед свои «рога». Раньше большие степные тетерева населяли все лесостепные и степные пространства континента и вели жизнь, сходную с таковой обыкновенного тетерева. С появлением земледельческого населения эти птицы довольно быстро приспособились к сельскохозяйственной деятельности человека и перешли зимой на преимущественное питание зерновыми культурами настолько полно, что сейчас уже очень трудно установить, чем же они питались в зимнее время до появления здесь земледелия. В начале XX в. большой степной тетерев, используя поля зерновых культур как главную кормовую базу, заметно увеличился в числе и расширил свой ареал вплоть до южных областей Канады, однако вскоре интенсификация земледелия и неумеренная охота дали обратный результат. В настоящее время этот вид сохранился только в немногих местах на среднем западе США, и численность его стала настолько малой, что он был занесен в Красную книгу Международного союза охраны природы. Малый степной тетерев (Т. pallidicinctus) отличается от большого меньшими размерами, деталями окраски, некоторыми особенностями токования, но в целом ведет примерно такой же образ жизни. Он занимает небольшой ареал в центральной части прерий и сейчас также сохранился в очень небольшом числе.

ТЕТЕРЕВ СТЕПНОЙ БОЛЬШОЙ