ТОНКОПРЯД ШАМИЛЬ
(Phassus schamyl)

Насекомые / Бабочки / Тонкопряды / ТОНКОПРЯД ШАМИЛЬ
Insecta / Lepidoptera / Hepialidae / Phassus schamyl

ТОНКОПРЯД ШАМИЛЬ (Phassus schamyl) кавказский эндемик. Это реликт древней тропической фауны, некогда существовавшей на Кавказе. Он относится к роду, включающему в себя около 40 видов, из которых только 4 заходят в Палеарктику. Тонкопряд Шамиль— крупная бабочка (размах около 10 см) темно-вишневого цвета; на ее передних крыльях тончайший бурый узор с золотистыми пятнами и прожилками. В июне на закате солнца по опушкам тенистых балок или по окраинам вырубок можно наблюдать брачный полет этих красивых бабочек. Он продолжается всего 10—15 минут и прекращается с наступлением темноты. После брачного полета самец и самка садятся на ветку какого-нибудь куста и начинается спаривание. В это время они становятся похожими на сверток сухих листьев или поломанную веточку с засохшими побуревшими листьями. Светло-соломенные гусеницы тонкопряда достигают в длину 6—7 см. Вначале они держатся в прошлогодней подстилке и питаются полусгнившей листвой; более взрослые гусеницы заползают в почву, где живут в легких шелковистых чехликах — «рукавах», обычно открытых с обеих сторон. С этого времени они начинают питаться корнями различных травянистых растений. В последнее время установлено, что на Черноморском побережье они могут вредить виноградной лозе.

ТОНКОПРЯД ШАМИЛЬ