ТРЯСОГУЗКА ЖЁЛТАЯ
(Motacilla flava)

Птицы / Воробьиные / Трясогузковые / ТРЯСОГУЗКА ЖЁЛТАЯ
Aves / Passeriformes / Motacillidae / Motacilla flava

ТРЯСОГУЗКА ЖЁЛТАЯ (Motacilla flava) имеет такое же стройное телосложение, как и белая, но по размерам немного мельче. Длина плиски 170—190 мм, масса около 17 г. В окраске оперения самца преобладает желто-зеленый цвет. Лоб, темя, затылок, ушные перья и спинная сторона шеи голубовато-серые с белой надглазничной полосой; все остальное оперение спинной стороны тела желтовато-оливково-зеленое, несколько желтеющее на надхвостье. Горло беловатое, брюшная сторона тела ярко-желтая. Крылья буро-черные с желтовато-зелеными поперечными полосами. Хвост черный, но крайняя пара рулевых перьев белая. Самка отличается от самца зеленовато-бурой окраской верха головы и наличием бурых пестринок на груди. Гнездится желтая трясогузка на севере Африки (север Алжира, Тунис, а также дельта Нила), в Европе, Азии (за исключением юго-востока, южных территорий и крайнего севера ) и на западе Аляски. Плиски — перелетные птицы, но те из них, которые обитают на юге ареала, ведут оседлый образ жизни. Зимуют в Африке, на юге Азиатского материка, на островах Малайского архипелага и Филиппинских островах. У мест гнездования появляются значительно позже, чем белые трясогузки: в средней полосе нашей страны первые плиски встречаются только в середине апреля. Прилетевшие на родину птицы сразу же занимают влажные низменные или заболоченные луга, иногда поросшие редким кустарником, кочковатые торфяные болота. Вскоре после прилета можно услышать и короткую трель. Это самец, сидя на макушке высокого стебля луговой травы, щебечет свою несложную песню. А еще через несколько дней среди густой травы, в небольшом углублении почвы, обычно около кочки, птички устраивают гнездо. Это довольно плоская чашеобразная постройка, свитая из сухих стебельков, корешков и листьев луговых растений. Лоток гнезда бывает выстлан конским волосом или шерстью. Кладка состоит обычно из 4—5 яиц. Яйца чаще беловатые с серыми или буроватыми пятнышками. Насиживает кладку только самка в течение 13 дней. Вылупившихся птенцов выкармливают оба родителя. В возрасте 12 —13 дней птенцы покидают гнездо, не умея летать; родители еще неделю докармливают и обучают их. Свою добычу плиска находит, бегая в траве, значительно реже, чем белая трясогузка, ловит летающих насекомых в воздухе. Поэтому в пище желтой трясогузки преобладают малоподвижные мелкие беспозвоночные, обитающие на земле и в травяном покрове: пауки, клопы, жуки (листоеды, долгоносики и др.), мухи, комары-долгоножки, личинки пилильщиков, наездники, муравьи, гусеницы и бабочки.

ТРЯСОГУЗКА ЖЁЛТАЯ