ЩУР
(Pinicola enucleator)

Птицы / Воробьиные / Вьюрковые / ЩУР
Aves / Passeriformes / Fringillidae / Pinicola enucleator

ЩУР (Pinicola enucleator) относится к крупным представителям вьюрков, величиной примерно со скворца: весит 42 — 60 г. Для него характерно массивное телосложение, толстый, вздутый клюв с немного загнутым книзу концом надклювья и длинный с вырезом хвост. Почти все время проводит на деревьях, на землю спускается редко. Движения у него неторопливые, часто даже вялые. Оперение самцов негустого красно-малинового цвета с серовато-розовым оттенком. Особенно выражен красный цвет на зобе, горле и груди. Общая окраска самки серовато-оливковая. Распространен щур в северных частях таежной зоны и по лесному высокогорью Европы, Азии и Северной Америки. На зиму откочевывает в более южные части лесной полосы. Гнездится в хвойных и смешанных лесах, а также в кедровом стланике, доходя до их верхней границы в горах. В гнездовых местах щуры появляются в марте — апреле. Первое время они держатся стайками и лишь в мае разбиваются на пары. Самцы в это время много поют, сидя на вершине куста или на выступающей ветви дерева. Гнездо строит самка. В июне появляются яйца. В полной кладке 3—5 голубых яиц с крапинками. Насиживает самка в течение 13—14 дней, самец в это время ее подкармливает. Птенцов кормят обе птицы. После вылета птенцов несколько выводков собираются в общую стайку и кочуют в поисках пищи в окрестностях гнездовий. Откочевка птиц на юг происходит уже зимой, в ноябре — декабре. Питается щур почками, побегами, листочками, семенами хвойных и лиственных деревьев, а также ягодами. Употребляет в пищу и насекомых, добывая жучков и куколок бабочек даже зимой.

ЩУР