ЩЕГОЛ
(Carduelis carduelis)

Птицы / Воробьиные / Вьюрковые / ЩЕГОЛ
Aves / Passeriformes / Fringillidae / Carduelis carduelis

ЩЕГОЛ (Carduelis carduelis) одна из красивых и часто встречающихся птиц наших лесов. Он мельче и стройнее воробья, весит около 20 г. В оперении щегла бросаются в глаза красные лоб и горло, а также ярко-желтые полоски на черных крыльях. Спина коричневая, коричневый оттенок заметен и на груди. Темя, затылок и скобочки вокруг белых щек черные. Самка окрашена сходно с самцом, но чуть побледнев. Щегол распространен по всей Европе, Северной Африке, Малой и Передней Азии, в Сибири к востоку от Красноярска, далее в Азии до Западных Гималаев и Пакистана. Населяет щегол древесные насаждения культурного ландшафта, разреженные леса, тугаи и пойменные леса. Особенно он любит открытую местность с рощами и перелесками, с большими фруктовыми садами и зарослями бурьяна по соседству, на которых он охотно кормится. Осенью и зимой щеглы ведут кочующий образ жизни, дальних перелетов не совершают. Весеннее оживление в стайках кочующих щеглов наступает очень рано, в феврале. В начале апреля стайки разбиваются на пары и занимают гнездовые участки. К постройке гнезда щегол приступает довольно поздно, когда начинают пушиться тополя и ивы, т. е. в начале — середине мая. Нежным и мягким пухом этих деревьев он выкладывает лоточек гнезда. Гнездо — искусное сооружение в виде чашечки с очень плотными стенками из тонких стебельков и корешков, скрепленных паутиной. Внутри обильно выстлано растительным пухом с примесью конского волоса, шерсти и перьев, а снаружи обложено кусочками мха, тем же пухом, обрывками бересты и лишайниками под общий тон дерева. Располагается оно на горизонтальных суках далеко от ствола и обычно высоко от земли. По окончании постройки гнезда самка приступает к откладыванию яиц. Полная кладка содержит 4—6 голубоватых яиц с фиолетовыми пятнами и штрихами. Насиживает одна самка в течение 12—13 дней. Птенцы находятся в гнезде 13—15 дней, и родители выкармливают их преимущественно насекомыми, главным образом тлями. Вылет птенцов наблюдается во второй половине июня. Вылетевших птенцов родители продолжают подкармливать в течение 6—8 дней, а затем приступают ко второй кладке. В центральных и южных частях ареала щеглы, как правило, выводят птенцов два раза в лето. С половины лета вывадки сбиваются в стаи, которые в сентябре нередко увеличиваются до нескольких сотен птиц. Эти стаи кочуют осенью и зимой в окрестностях гнездовий по садам, паркам, рощам, частично отлетая в более южные области. Щеглы питаются семенами, птенцов выкармливают насекомыми. Истреблением вредных насекомых, особенно тлей, а также уничтожением семян сорняков эти птицы приносят пользу сельскому хозяйству.

ЩЕГОЛ