ШЕРШЕНЬ
(Vespa crabro)

Насекомые / Перепончатокрылые / Осы бумажные / ШЕРШЕНЬ
Insecta / Hymenoptera / Vespidae / Vespa crabro

ШЕРШЕНЬ (Vespa crabro) его знает любой человек. Шершни - крупные, до 3 см длиной, рыжие осы жалят довольно чувствительно. Для приготовления бумаги, идущей на постройку гнезда, шершни обгрызают кору с молодых веточек берез, поэтому бумага их, в отличие от большинства других наших видов, имеет не серый, а коричневый цвет. Гнездо делается в дуплах деревьев, пещерках, скворечниках, на обрывах. Осы обклеивают бумагой стены убежища и заделывают все щели и отверстия, оставляя один леток (вход в гнездо). Вначале самка строит сот из нескольких обращенных вниз ячеек, прикрепляя их при помощи ножки к потолку. Затем, когда семья разрастается, к первому подвешивается второй сот и т. д. В крупных гнездах бывает 6 ярусов, причем самые крупные из них достигают полуметра в диаметре. Для выкармливания личинок рабочие шершни ловят крупных мух и медоносных пчел. Поселяясь вблизи пасек, они могут причинять серьезный вред.

ШЕРШЕНЬ