ШИРОКОРОТ ВОСТОЧНЫЙ
(Eurystomus orientalis)

Птицы / Ракши / Сизоворонковые / ШИРОКОРОТ ВОСТОЧНЫЙ
Aves / Coraciae / Coraciidae / Eurystomus orientalis

ШИРОКОРОТ ВОСТОЧНЫЙ (Eurystomus orientalis) распространен на незначительной территории Приморского края, на север приблизительно до 50° северной широты. Вне России он широко распространен по всей Юго-Восточной Азии к западу до восточных частей Индии и Цейлона, к югу до Австралии и Соломоновых островов. У восточного широкорота голова и спина черноватые с зеленым оттенком на голове, переходящим на спине в темно-зеленый цвет. Хвост черный с темно-синим основанием. На крыле бледно-голубое зеркальце. Брюшная сторона птицы темно-голубая с зеленоватым оттенком и фиолетово-синим пятном на горле и зобе. Клюв красный с черной вершиной. Довольно слабые ноги красноватые. Длина крыла восточного широкорота 18—19 см. Широкороты придерживаются высокоствольных лесов, в особенности если в них есть небольшие поляны, вырубки и речные долины. Водятся они и в густых лесах. В Японии эти птицы селятся в лесах, окружающих буддийские монастыри, в Индокитае предпочитают селиться в высоких бамбуковых зарослях. Не избегают они и культурного ландшафта. Так, в Китае широкороты нередко гнездятся в лесах, окружающих рисовые поля. Восточные широкороты — дуплогнездники. Для гнездования они используют высоко расположенные дупла (20—30 м от земли) в больших деревьях. Впрочем, иногда широкорот может расположиться и совсем низко — в дупле пня. Бывает, что он захватит себе гнездо сороки. Чаще всего для гнездования используется дуб, а в более южных частях Приморья бамбуковое дерево. Птицы могут увеличить дупло, над чем трудятся и самец и самка. Отверстие в дупле всегда бывает очень небольшим, так что в него едва пролезает самка. В долине реки Иман откладывание яиц происходит в июне. В более южных местах сроки гнездования широкорота совсем иные. Так, в штате Траванкор (Индия) гнездовой сезон тянется с сентября по май, впрочем, пик гнездования, время, когда бывает массовая откладка яиц, там наблюдается в марте — апреле. В полной кладке широкорота 4—6 яиц, в южных частях ареала несколько меньше — 4 и иногда только 3 яйца. Средний размер яиц: 36,3 х 28,2 мм. Как у всех ракшевых птиц, птенцы у восточного широкорота вылупляются голыми, из гнезд они вылетают в августе, а с начала сентября уже начинается осенний отлет. Широкороты питаются главным образом лесными насекомыми: жуками, клопами, цикадами, кузнечиками, мухами, пчелами. Кроме того, широкороты поедают и моллюсков.

ШИРОКОРОТ ВОСТОЧНЫЙ