САЛАМАНДРА ЧЁРНАЯ
(Salamandra atra)

Земноводные / Земноводные хвостатые / Саламандры настоящие / САЛАМАНДРА ЧЁРНАЯ
Amphibia / Caudata / Salamandridae / Salamandra atra

САЛАМАНДРА ЧЁРНАЯ (Salamandra atra) или альпийская, похожа на пятнистую, но отличается от нее более стройным телосложением, однотонной, без пятен, блестяще-черной - окраской. Общая длина — 13—18 см. Распространена черная саламандра в Альпах и прилежащих горных цепях на высоте, от 600 до 3000м. Держится по берегам горных ручьев под защитой кустарников и камней. Как и пятнистая саламандра, живородяща, однако всего две развивающиеся личинки проходят в материнском теле все стадии развития до полного метаморфоза включительно, что продолжается около года. Из яичников в яйцеводы самки поступает 30—40 яиц, но развиваются только два яйца (по одному в каждом яйцеводе), а остальные яйца сливаются в общую желточную массу, идущую на питание развивающихся зародышей. Вначале, в лицевых оболочках, зародыши питаются желтком собственных яиц, а покинув оболочки, плавают в общей желточной массе и поедают ее, целиком используя к моменту рождения. Жабры у зародышей черной саламандры, когда они плавают в желточной массе, чрезвычайно большие и сильно ветвистые, по длине превышающие половину длины личинки, но к моменту рождения они исчезают. П. Каммерерув его известных опытах удалось вырастить личинок черной саламандры в воде, вынув их из яйцеводов самки на стадии, соответствующей стадии рождения личинок у пятнистой саламандры. Позднейшие наблюдения показали, что черная саламандра у нижней границы своего распространения в горах иногда откладывает в воду не полностью развитые личинки, которые доразвиваются и метаморфизируют в воде. П. Каммерер показал также, что при температуре ниже 12° у пятнистой саламандры также задерживается рождение молодых и они проходят в яйцеводах часть развития, которое обычно совершают в водоемах. Своими опытами П. Каммерер хотел доказать, что особенности биологии, в том числе и размножения, формируются под влиянием внешних условий и являются приспособительными.

САЛАМАНДРА ЧЁРНАЯ