СТАРИК КСАНТУСА
(Synthliboramphus hypoleucus)

Птицы / Ржанкообразные / Чистиковые / СТАРИК КСАНТУСА
Aves / Charadriiformes / Alcidae / Synthliboramphus hypoleucus

СТАРИК КСАНТУСА (Synthliboramphus hypoleucus) небольшая птица. Вес взрослых птиц, в среднем, составляет 171 г. Окраска двуцветная: верхняя сторона тела – черная со слабым голубоватым оттенком в свежем пере, а нижняя, включая нижние кроющие крыла и подхвостье – белые. Поскольку ноги, как и у всех стариков отнесены далеко назад, то по суше он передвигается с трудом, зачастую скользит на брюхе, отталкиваясь ногами, однако, в отличие от других чистиковых, хорошо взлетает с ровной поверхности. Один из южных видов чистиковых, гнездящийся в субтропиках. Удивительно, но у вида с крайне ограниченным ареалом существует два подвида. Номинальный подвид (S. h. hypoleucus) населяет о-ва Гваделупа и Сан-Бернандино в Мексике, а подвид S. h. scrippsi гнездится севернее – на о-вах Чаннел в Калифорнии. Общая численность вида составляет менее 10 000 особей. Основным фактором, влияющим на численность птиц, является интродукция наземных хищников, включая домашних кошек, а так же и крыс на острова, где птицы гнездятся. Колонии разреженные. Расстоянием между гнездами составляет от 15 см до 40 м., однако эта дистанция определяется только наличием подходящих для гнездования мест. Гнезда устраиваются в небольших пустотах, как на обрывах, так и между камнями осыпей; птицы могут гнездиться и на поверхности почвы под прикрытием скудной растительности. В колонии птицы активны ночью.

Обычно в кладке 2 яйца; второе из которых откладывается через 8 дней после первого. Цвет основного фона скорлупы яиц - от беловатого через кремовый до оливково-коричневого с буроватыми или коричневатыми пестринами, подобным пестринам на яйцах других видов стариков. Яйца крупные: 53.8х35.9 мм при весе 29.5-43.5 г. Насиживают оба партнера, сменяясь на кладке раз в 1-6 дней; в среднем раз в 3 дня. Насиживание начинается через 2 дня после откладки второго яйца и продолжается 24-34 дня. Как и у других видов стариков, родители вместе с птенцами, возраст которых составляет только 2 дня, покидают гнездо ночью. «Слет» сопровождается громкой перекличкой птенцов с родителями возле гнезда, после чего родители летят на воду, а птенцы добираются до нее пешком. После «слета» семьи покидают окрестности колонии, уплывая в море. Вне сезона размножения взрослые и молодые птицы рассеиваются на север вдоль побережья, достигая вод Британской Колумбии.

к.б.н. Конюхов Николай Борисович специально для FLORANIMAL