СТАРИК ХОХЛАТЫЙ
(Synthliboramphus wumizusume)

Птицы / Ржанкообразные / Чистиковые / СТАРИК ХОХЛАТЫЙ
Aves / Charadriiformes / Alcidae / Synthliboramphus wumizusume

СТАРИК ХОХЛАТЫЙ (Synthliboramphus wumizusume) небольшая птица, весом, в среднем, в 164 г. Голова у него черная, спина серая с голубоватым оттенком, брюшко белое. Характерны пучки белых перьев на голове и белые полоски на шее. На голове – хохол из узких черных перышек длиной около 3 см, прилегающих к голове. Поскольку ноги у хохлатых, как и у обыкновенных стариков отнесены далеко назад, то по суше он передвигается с трудом, зачастую скользит на брюхе, отталкиваясь ногами. Это наиболее южный вид чистиковых, гнездящийся на тихоокеанском побережье Азии. Основная часть популяции обитает на о-вах Идзу, находящихся в северной части Тихого океана на юго-запад от о-ва Хонсю; в небольшом числе гнездится на островках в прибрежных водах Кюсю и Сикоку. Достаточно редок. Общая численность около 6 000 особей. Гнездится небольшими колониями и отдельными парами. Гнезда могут устраиваться и в пустотах скальных стенок, и между камнями осыпей. В колонии птицы активны ночью; они прилетают в полной темноте вечером и покидают их тоже в полной темноте, но утром. В кладке обычно 2 яйца буровато-оливковой, охристой или голубоватой окраски с буроватыми или коричневатыми пестринами. Яйца очень крупные: 54.0х35.4 мм при весе около 36.6 г, что составляет приблизительно 22% от массы самки. Насиживают оба партнера, сменяясь на гнезде раз в 1-3 дня. Насиживание продолжается 31 день. Старики (все четыре вида) самые необычные среди морских птиц. Родители вообще не кормят своих птенцов на суше. Их птенцы «слетают» в море в возрасте 1-2 дней. Зачастую оба родителя идут вместе с птенцами от норы до моря постоянно перекликаясь между собой, поскольку «слет» происходит ночью. После «слета» семьи покидают окрестности колонии, уплывая в море. Вне сезона размножения взрослые и молодые птицы рассеиваются на север, достигая вод северо-восточного Хоккайдо, Курильских о-вов и о-ва Сахалин.

к.б.н. Конюхов Николай Борисович специально для FLORANIMAL