СКРЫТОУХ МАЛЫЙ

(Cryptotis parva)

Млекопитающие / Насекомоядные / Землеройковые / СКРЫТОУХ МАЛЫЙ
Mammalia / Insectivora / Soricidae / Cryptotis parva

СКРЫТОУХ МАЛЫЙ (Cryptotis parva) изучен, лучше других видов. Это мелкий зверек: длина его тела 5—7 см, хвоста — 1—2 см,. черепа — 14,5—18 мм, масса — 4,5— 5,7 г. Внешне похож на сильно уменьшенную короткохвостую бурозубку, но с еще более коротким и тонким хвостом. Мех сверху коричневатый или сероватый; у молодых — темный, грифельно-серый. Зубов, как у других скрытоухов, 30; вершины их пигментированы. Ареал малого скрытоуха занимает северо-восток Мексики и восточную половину США. Там он живет не только в лесах (сухих и влажных), но также в зарослях кустарников, на сухих травянистых участках и полях, а во Флориде — и на кочковатых болотах. В поисках корма скрытоух передвигается по ходам других зверьков или сам прокладывает ходы среди засохшей травы, под листовым спадом или в приповерхностном: слое рыхлой земли. Шарообразное гнездо меньше бильярдного шара; построено оно из сухих стеблей и листьев, располагается под пнем, валежиной, камнем, или просто в углублении земли. В отличие от большинства землероек малый: скрытоух проявляет в некоторой мере общительность и даже колониальность. В одном гнезде бывает по нескольку взрослых зверьков. Наблюдается их попарное объединение для прокладки нового хода. При этом отмечено разделение труда: один роет землю, а другой выталкивает нарытую землю наружу и укладывает ее в сторонку. Малый скрытоух питается насекомыми, моллюсками, земляными червями и другими беспозвоночными, мелкими: ящерицами и мясом мертвых животных. Похоже, что он может парализовать дождевого червя одним укусом, а когда жертва перестает двигаться, начинает ее поедать. В ходах малого скрытоуха находили запасы убитых насекомых.. Иногда он поселяется в пчелиных ульях,, где поедает пчел и их личинок. Активный зверек очень подвижен. Он стремительно перемещается с места на место, «дрожа» своим рыльцем, а когда насытится, впадает в очень крепкий сон. При содержании в неволе зверьки не имеют ощутимого запаха, но на воле их едкий запах иногда ощущается. Пленники издают звуки, похожие на быстрое щебетание птицы. Спаривание происходит в разное время года на юге и от марта до ноября на севере. В одном приплоде бывает 3—4 детеныша. Масса новорожденного немного более 0,5 г. Через 3 дня длина тела детеныша уже достигает 2,5 см. Через 21—24 дня заканчивается их молочное кормление, и они готовы быть самостоятельными. Самка одна воспитывает своих детенышей и подрастающих кормит не только молоком, но и убитыми для них насекомыми. Самки в 3—4 месяца уже начинают размножаться. Самка, рожденная в неволе, прожила 2 года, но к концу жизни уже перестала размножаться.

СКРЫТОУХ МАЛЫЙ