СУСЛИК БОЛЬШОЙ
(Citellus major)

Млекопитающие / Грызуны / Беличьи / СУСЛИК БОЛЬШОЙ
Mammalia / Rodentia / Sciuridae / Citellus major

СУСЛИК БОЛЬШОЙ (Citellus major) изменчив по размерам. Крупные формы немного уступают желтому суслику: длина тела их 24—33 см, а длина тела взрослых особей мелких подвидов не более 21—25 см. Изменчива и окраска их меха. В пределах обширного ареала, вытянутого длинной полосой от Центральной Азии на северо-запад до средней Волги, изменение размеров тела, длины хвоста и окраски меха идет постепенно. Различия между крайними вариантами получаются настолько значительными, что разными систематиками этот вид делился на 2—3 и даже 4 «вида». При изучении кариологии, по количеству и деталям строения хромосом все формы большого суслика оказались тождественными. На стыках их ареалов обнаруживаются целые популяции с промежуточными признаками. Большие суслики живут в разных ландшафтах, от северных пустынь и полупустынь до северных степей и лесостепей. На юге и юго-востоке ареала большой суслик поселяется в местах, которые южнее заняты желтым сусликом. А в лесостепных ландшафтах он живет в биотопах, не свойственных другим сусликам,— среди высокотравья и кустарниковых зарослей. Если южные формы по поведению похожи на других сусликов, в частности для осмотра окружающего пространства встают столбиком, то у заволжских сусликов такая типичная манера утратилась. Среди высокого травостоя поза столбиком не расширяет кругозора. Постоянные (зимовочные и выводковые) норы имеют протяженность на севере ареала от 3 до 9 м, а на юге — до 15—20 м. Характерна коленчатость ходов (разное направление отдельных отрезков). Характерно также небольшое число выходов из норы (обычно один выход из наклонного и один — из вертикального хода) и отсутствие перед выходами из наклонных ходов холма (бутана, или сусликовины). Выброшенную на поверхность землю суслики, видимо, равномерно разбрасывают на большом участке. Гнездовых камер — 1, 2 или 3. Они располагаются на глубине 0,6—1,8 м. В число охотно поедаемых растений включаются астрагалы (почти непоедаемые желтым сусликом), различные семена, включая сельскохозяйственные культуры, из которых особенно охотно поедают зерна овса. В зернах кукурузы предпочитают зародышевые части. Через 2—4 дня после весеннего выхода на поверхность начинается брачный период. Большого суслика считают моногамом. После 25—30 дней беременности появляется многочисленное потомство - до 16—17 детенышей. Среди сусликов это самый высокоплодовитый вид. При хорошем питании накопившие жир взрослые самцы залегают в спячку уже в первой декаде июня, затем уходят взрослые самки, а к концу июля — началу августа впадают в спячку до весны и молодые. Большой суслик относится к числу вредителей сельскохозяйственных культур и пастбищ.

СУСЛИК БОЛЬШОЙ