СОБАЧКА СФИНКС-МОРСКАЯ
(Blennius sphinx)

Рыбы костные / Окунеобразные / Собачковые / СОБАЧКА СФИНКС-МОРСКАЯ
Osteichthyes / Perciformes / Blennidae / Blennius sphinx

СОБАЧКА СФИНКС-МОРСКАЯ (Blennius sphinx) отличается от обыкновенной морской собачки неразветвленными нитевидными надглазничными мочками, наличием на боках тела 6—7 широких поперечных бурых полос и мелкими размерами (не более 7 см). Встречается у самого берега среди камней и скал, заросших зелеными водорослями. Икру откладывает на камни, в пустые створки мидий, в полости, образующиеся в бетонных сооружениях. Глубина гнезда доходит до 10 см, с диаметром входного отверстия до 1,5 см. Выбрав гнездо, самец забирается в него и сидит, высунув голову. При виде проплывающей самки он наполовину высовывается из гнезда, поднимает переднюю часть спинного плавника и начинает покачиваться вверх — вниз, как бы отбивая поклоны и приглашая самку. Если самка не обращает на него внимания, он бросается на нее и побуждает ее зайти в гнездо, где она и откладывает икру на стенки. Самец, охраняющий гнездо, крайне привязан к нему. Он яростно отгоняет креветок и рыб, проплывающих мимо, и даже бросается на свое собственное изображение в зеркале, поднесенном к гнезду. Ртом он выносит попавшие в гнездо песок, гравий и мелкую ракушку, освежает в нем воду, прогоняя ее движением хвоста и грудных плавников. Личинки собачки-сфинкса встречаются в июне — августе. Взрослые рыбы иногда выбираются из воды и сидят на прибрежных камнях, прыгая обратно в воду при малейшей опасности. Иногда и свою икру собачка-сфинкс откладывает на 10— 15 см выше уреза воды и охраняющие кладку самцы попадают в такое гнездо, совершая прыжки. Помимо Черного моря морская собачка-сфинкс обитает в Босфоре, Мраморном и Средиземном морях.

СОБАЧКА СФИНКС-МОРСКАЯ