СИТАТУНГА
(Tragelaphus spekei)

Млекопитающие / Парнокопытные / Полорогие / СИТАТУНГА
Mammalia / Artiodactyla / Bovidae / Tragelaphus spekei

СИТАТУНГА (Tragelaphus spekei) самцы ситатунги черновато-бурые, самки обычно рыжеватые. Поперечные полосы иногда хорошо видны, но чаще почти не выражены, и антилопа кажется одноцветной. На нижней стороне шеи, как и у горной ньялы, два полулунных пятна. Волосяной покров довольно длинный, густой. Но самое интересное в строении ситатунги — копыта: они сильно удлинены (до 10 см!) широко расставлены. Такое необычное строение связано с полуводным образом жизни этой антилопы: она встречается только в сильно заболоченной местности вокруг озер и вдоль крупных рек. Поэтому, хотя ареал ситатунги охватывает огромную территорию от Сахары до северных пределов Южной Африки, распространение ее пятнисто. Ситатунга прекрасно плавает и даже ныряет, так что над поверхностью воды остаются только ноздри. Зато на твердом грунте она чувствует себя неуверенно. Неудивительно, что при малейшей опасности она стремится укрыться в воде. Особенно предпочитает ситатунга тростниковые и папирусовые заросли, где вода достигает глубины около полуметра. Широко расставленные копыта не дают антилопе вязнуть в илистом грунте, а пищей ей служат водяные растения и молодые проростки папируса или тростника. Ситатунга — преимущественно дневное животное. Лишь изредка эти антилопы образуют небольшие группы, чаще же живут в одиночку. В период спаривания между самцами нередки драки, напоминающие ритуальные бои куду. Беременность около 7 месяцев, после чего самка приносит одного или двух телят. Как и у других лесных антилоп, новорожденный после появления на свет затаивается, и мать отыскивает его, чтобы покормить. При тревоге самка с теленком издает негромкое фырканье, похожее на чихание, а предостерегающий сигнал одиночных самцов и самок — отрывистый хриплый лай. Ситатунга принадлежит к числу редких и нуждающихся в охране животных. Африканцы успешно охотятся на нее с лодок с собаками и быстро выбивают антилоп в их ограниченных убежищах. На тех островах озера Виктория, где люди долгое время уже не живут, ситатунга восстановила свою численность. Некоторые из этих островов сейчас превращены в специальный заповедник.

СИТАТУНГА