СОВКА ОЗИМАЯ
(Scotia segetum)

Насекомые / Бабочки / Совки / СОВКА ОЗИМАЯ
Insecta / Lepidoptera / Noctuidae / Scotia segetum

СОВКА ОЗИМАЯ (Scotia segetum) бабочка с размахом крыльев 4—5 см. Окраска передних крыльев варьирует от серой до почти черной; рисунок, типичный для совок, с ясно выраженными пятнами. Задние крылья светлые. Распространена у нас во всех климатических зонах, кроме Крайнего Севера, самых холодных частей Сибири и засушливых пустынных районов. В нечерноземной полосе озимая совка дает одно поколение, в степной зоне — два, а в Средней Азии, Предкавказье и южных районах Украины может развиваться в трех поколениях. На юге бабочки весеннего поколения вылетают уже во второй половине апреля, а на севере — только в конце июня. Бабочка активна в сумеречные и ночные часы. Самка очень плодовита и может отложить до 2000 яиц. Для откладки яиц она предпочитает участки с редкой растительностью. Кладки можно находить на культурных и сорных растениях, а также на сухих растительных остатках или просто на поверхности почвы. Гусеницы выходят из яиц через 4—15 дней; они почти все время держатся в почве или под розетками листьев, выползая ночью для питания. Взрослая гусеница землисто-серого цвета с оливковым оттенком и жирным блеском, длиной до 5 см. Это типичный многоядный вредитель, питающийся растениями 15 семейств. Из сорных растений предпочитает вьюнок, осот и подорожник. На полях с озимыми злаками часто повреждает высеянное зерно; сильно вредит всходам озимых хлебов, кукурузы, хлопчатника, подсолнечника и других культурных растений. Зимуют чаще всего взрослые гусеницы, закончившие осенью питание; они зарываются в почву на глубину до 10— 30 см. Весной гусеницы вновь перемещаются ближе к поверхности, где устраивают особые пещерки («колыбельки»), в которых и происходит окукливание. Куколка красновато-бурая с двумя шипами на заднем конце; длина до 2 см.

СОВКА ОЗИМАЯ