СТЕНОЛАЗ КРАСНОКРЫЛЫЙ
  • СТЕНОЛАЗ КРАСНОКРЫЛЫЙ
    (Tichodroma muraria)

Птицы / Воробьиные / Пищуховые / СТЕНОЛАЗ КРАСНОКРЫЛЫЙ
    Aves / Passeriformes / Certbiidae / Tichodroma muraria

СТЕНОЛАЗ КРАСНОКРЫЛЫЙ (Tichodroma muraria) водится во всех горных районах Южной и Центральной Европы, Малой, Средней и Центральной Азии, доходя на восток до Гималаев и Китая, и на Кавказе. Оперение птицы неплотное, будто расчесанное, мягкое и шелковистое. Оно очень яркое, его цвет меняется в зависимости от времени года. Преобладающая окраска сверху пепельно-серая, с более темной головой и еще более темным надхвостьем. Большие кроющие крыла бурые с карминно-красными наружными опахалами; средние и малые кроющие крыла красные. Маховые буровато-черные со светлыми вершинами и (кроме первых трех) с примесью красного цвета на наружных опахалах. На 2—5-м маховых перьях белые пятна. Горло, щеки и зоб в брачный период черные, зимой белые. Грудь и подхвостье темно-серые. В отличие от пищухи у стенолаза телосложение плотное, шея короткая, голова большая с тонким длинным (23—35 мм) клювом. Клюв острый и слегка загнутый. Язык похож на язык дятла: он очень длинный и острый, как игла, и усеян множеством крючочков, напоминающих щетину. Длина тела 160—175 мм; самцы несколько мельче самок; вес около 20 г. Ноги сильные, с длинными пальцами, вооруженными очень большими, но тонкими острыми загнутыми когтями. Клюв и ноги черные. Краснокрылые стенолазы держатся исключительно в высоких скалистых горах, выбирая наиболее крутые и дикие утесы и обрывы. Здесь они с необычайной быстротой и ловкостью лазают по стенам утесов и обрывов; при этом птица не опирается на хвост (как это делают пищухи): широко раскрыв крылья и отогнув их как можно дальше назад, стенолаз делает резкие взмахи в воздухе, подталкивающие его вверх. Летает птица неровным, порхающим полетом, напоминающим полет бабочки. Если на пути стенолаза встретится дерево или куст, птичка в поисках добычи осмотрит и его. В период осенне-зимних кочевок стенолазы спускаются в более низкие места и в это время встречаются и в садах населенных пунктов. Гнездятся в малодоступных местах — расщелинах скал, по отвесным обрывам. Разбивка на пары происходит в марте — начале апреля. Гнездо строят обе птицы: самец приносит строительный материал, а самка вьет гнездо. Круглое, плоское гнездо состоит из мха и сухой травы, а также плотно сплетенных клочков шерсти, волос и изредка перьев. Лоточек выкладывается мягкими перьями и шерстью. В мае происходит кладка, состоящая из 3—4 белых с редкими красновато-бурыми точками на тупом конце и многочисленными бледными лиловато-серыми пятнышками яиц. Насиживание продолжается немногим более двух недель, а выкармливание птенцов в гнезде — около трех. Линяют птицы дважды в году, чем и обусловлена сезонная изменчивость их окраски. Кормятся беспозвоночными, среди которых преобладают насекомые и их личинки и пауки. Добыча извлекается из расщелин скал, из-под камней, мха и лишайников и лишь изредка схватывается в воздухе.

СТЕНОЛАЗ КРАСНОКРЫЛЫЙ