СЛАВКА СЕРАЯ
(Sylvia communis)

Птицы / Воробьиные / Славковые / СЛАВКА СЕРАЯ
Aves / Passeriformes / Sylviidae / Sylvia communis

СЛАВКА СЕРАЯ (Sylvia communis) чуть мельче и стройнее описанных выше славок. Спинная сторона серовато-бурая с пепельно-серой окраской головы, боков шеи и надхвостья, плечи рыжие, горло белое, остальная брюшная сторона розовато-белая. Гнездится серая славка в Европе, за исключением крайнего севера, в Малой и Средней Азии, на Кавказе, в Западной Сибири, в Северо-Западной Африке, а также на территории Израиля, Сирии, Ирака, северных районов Ирана, Афганистана. Зимует в тропической Африке, Аравии и Индии. Серая славка селится по кустарниковым зарослям на опушке леса, на вырубках, в редких кустарниках по балкам и оврагам, на межах среди полей, а также в зарослях полыни. Как и все славки, серая славка прилетает на места гнездования сравнительно поздно (в умеренной части Европы в конце апреля). Ко времени прилета самок самцы, появляющиеся на местах гнездования несколько раньше самок, начинают петь. Песня серой славки - тихий славочий «говорок» с громкой отрывистой концовкой- раздается в брачный период с утренней зари до вечерней. В отличие от других серая славка часто поет на лету. Начало постройки гнезда совпадает с распусканием листвы на кустарниках или на травянистых растениях, где будет строиться гнездо. Гнездо помещается в развилках ветвей какого-нибудь кустарника или в высокой траве (обычно в зарослях крапивы) невысоко над землей (чаще на высоте 20—50 см); реже гнездо устраивается на кучах хвороста или же прямо на земле. От гнезд других славок отличается тем, что чашечка гнезда делается более глубокой, а в материале гнезда бывает больше полевых злаков. Первая кладка, состоящая из 4—6 яиц, происходит в мае, вторая (из 4—5 яиц) — в конце июня — начале июля. Яйца беловатые с многочисленными лилово-серыми пятнами и желтовато-бурыми пестринами. Насиживает яйца самка 11 дней. Птенцов выкармливают оба родителя 11 —12 дней и докармливают их после вылета в течение недели. Отлет на юг начинается в сентябре и продолжается до ноября. Летом основу питания серой славки составляют жуки (долгоносики, листоеды, щелкуны), цикадки, мелкие мухи, кроме того регулярно поедаются перепончатокрылые, бабочки и их гусеницы, а также пауки, клопы, саранчовые. Птенцам даются исключительно мягкие, нежные корма: гусеницы бабочек, личинки пилильщиков, пауки. В конце лета птицы часто поедают также растительную пищу — сочные плоды и ягоды.

СЛАВКА СЕРАЯ