СТРИЖ ПАЛЬМОВЫЙ

(Cypsiurus parvus)

Птицы / Длиннокрылые / Стрижи / СТРИЖ ПАЛЬМОВЫЙ
Aves / Macrochires / Apodidae / Cypsiurus parvus

СТРИЖ ПАЛЬМОВЫЙ (Cypsiurus parvus) небольшой стриж, длина его около 10 см, цвет оперения у него скорее серый, чем черный. Он широко распространен в тропической зоне восточного полушария: в Африке и Южной Азии. Все стрижи этого рода устраивают гнезда на пальмовых листьях, на их нижней (внутренней) стороне. Наловив в воздухе растительный пух и мелкие перышки, стриж делает из этого материала небольшую плоскую подушечку и приклеивает ее к нижней стороне листа пальмы, чаще всего кокосовой. Затем к этой подушечке приклеивает 1 или 2 небольших яичка, длинной осью перпендикулярно поверхности листа. Бывает, что ветер перекрутит лист, и тогда гнездо оказывается открытым солнцу, ветру, дождю. Насиживающая птица цепко держится пальчиками за гнездовую платформу, и так как лист пальмы свисает книзу, то птица все время находится в вертикальном положении. Птенцы вылупляются из яиц, как и у всех стрижей, голыми, но очень скоро покрываются защитным пухом. Они, как и родители до этого, крепко прикрепляются к гнезду, причем обращены грудью к листу и головой вверх, и находятся в таком положении, пока не оперятся полностью. Так как ареал кокосовой пальмы сильно расширен человеком, то и связанный с нею гнездованием пальмовый стриж тоже увеличил свой ареал. Таким образом, и этот стриж во многих местах оказался соседом человека, например в Северном Таиланде, где кокосовые пальмы принадлежат исключительно культурному ландшафту. На Филиппинских островах стрижи гнездятся и в поселках. Там, где сельские жители покрывают крыши жилищ пальмовыми ветками, этот стриж гнездится на крышах, а в некоторых провинциях Бирмы, где пальмы редки, он устраивает гнезда, кроме сельских построек, также и в туннелях.

СТРИЖ ПАЛЬМОВЫЙ