СОВКА
(Otus scops)

Птицы / Совы / Совы нормальные / СОВКА
Aves / Strigiformes / Strigidae / Otus scops

СОВКА (Otus scops) имеет длину 20—22 см, при размахе крыльев 50—55 см, с длиной крыла 14—16 см, весит около 80 г. Общая окраска спинной стороны буровато-серая с темным продольным и поперечным рисунком и с более или менее развитым рыжим оттенком. На задней части шеи, наружных опахалах плечевых, средних кроющих крыла и брюхе белые пестринки. Первостепенные маховые бурые с сероватой вершиной, с дымчатым поперечным рисунком на внутренних опахалах и беловатыми пятнами на наружных опахалах. Рулевые серовато-бурые с темными пестринами и неправильным светлым поперечным рисунком. Брюшная сторона светлее спинной, с беловатыми поперечными отметинами. Оперение ног рыжеватое с темно-бурыми черточками. Молодые окрашены сходно с взрослыми, различий в окраске самцов и самок нет (но последние несколько крупнее первых). Радужина у взрослых оранжевая, у молодых светло-желтая; клюв бурый с черной вершиной; восковица темно-бурая; лапы желтовато-бурые; когти черноватые у вершины, желтоватые у основания. Распространена сплюшка в Южной, Центральной и Восточной Европе, в Северной Африке, в Малой, Передней и Средней Азии, в юго-западных и средних районах Сибири. Держится в лиственных и смешанных лесах, в садах и парках. В горах поднимается до верхней границы высокоствольного леса. Перелетная птица, появляющаяся у нас на юге примерно в конце апреля, в средней полосе в начале мая, в Сибири позднее, даже в конце мая. Отлет происходит в сентябре. Зимует эта сова в тропической Африке (от Сенегала и Судана до Уганды и Кении) и в Юго-Западной Азии. Собственно гнезда не устраивает. Яйца откладывает главным образом в дуплах, реже в брошенных гнездах других птиц, в норках, расщелинах или в постройках. Кладка из 2—5, иногда 6 яиц, в конце мая. Насиживает самка, начиная с первого яйца, 24—25 дней. Птенцы покидают гнездо в трехнедельном возрасте, еще не достигнув полного роста. Выводки первое время держатся вместе, и родители подкармливают уже летных птенцов. Сплюшка кормится главным образом насекомыми—жесткокрылыми, бабочками, реже пауками, мелкими птицами и грызунами.

СОВКА