СНЕГИРЬ
(Pyrrhula pyrrhula)

Птицы / Воробьиные / Вьюрковые / СНЕГИРЬ
Aves / Passeriformes / Fringillidae / Pyrrhula pyrrhula

СНЕГИРЬ (Pyrrhula pyrrhula) одна из широко известных и заметных птиц лесов нашей страны, величиной значительно крупнее воробья: весит 32—34 г. Окраска оперения самца весьма красива. Верх головы, крылья и хвост черные. Задняя часть шеи и спина светло-серые. Надхвостье и подхвостье чисто-белые. Нижняя часть тела киноварно-красная. У самки красный цвет замещен буровато-серым. Распространен снегирь по всей полосе хвойных лесов таежного типа Европы и Азии, от Атлантического океана, до Тихого. На зиму значительная часть птиц откочевывает к югу, выходя далеко за пределы гнездовой области — до бассейна Амура, Забайкалья, Средней Азии, Крыма и Северной Африки. Во время кочевок часто появляется в садах и парках сел и городов. Обратное движение снегирей к северу происходит в марте и апреле. Вскоре после прилета пары приступают к постройке гнезд. На юге ареала это наблюдается в конце апреля, на севере — значительно позже. Гнездо чашеобразной, несколько уплощенной формы, располагается, как правило, на горизонтальных ветвях ели, далеко от главного ствола на высоте 2—5 м. В кладке 4—7 светло-голубоватых яиц с темными крапинками. Появляются они на европейской части ареала в мае — первой половине июня. Насиживает самка, самец изредка ее сменяет и подкармливает. Насиживание длится 13—15 дней. Птенцы находятся в гнезде 15—16 дней. Выкармливают их оба родителя. Вылетевших из гнезда птенцов взрослые продолжают некоторое время подкармливать из зоба. В лето бывает две кладки. Линька у снегирей начинается в конце июля — начале августа и заканчивается примерно к середине сентября. К этому времени молодые самцы полностью приобретают яркий наряд взрослых птиц. После окончания линьки снегири или держатся семьями, или собираются в небольшие стайки, которые сохраняются в течение всей зимы. Осенние передвижения птиц к югу начинаются в октябре. В начале зимы снегири в массе появляются в центральных областях. В это время их ярко-красные фигуры на фоне ярко-белого, только что выпавшего снега особенно хорошо оживляют пейзаж. Постепенно вся масса снегирей откочевывает далее к югу, и во вторую половину зимы они здесь не бывают видны. Снова появляются лишь перед весной при обратном продвижении к местам гнездовий. Часть снегирей остается зимовать в северных частях ареала. Однако в многоснежные и морозные зимы птицы здесь нередко гибнут. Питаются снегири преимущественно растительной пищей — семенами различных хвойных и лиственных деревьев, их почками, побегами, молодыми листьями и цветами. Птенцов выкармливают в основном также растительными кормами. Насекомые поедаются лишь случайно. Снегирь часто содержится в клетках как красивая певчая птица.

СНЕГИРЬ