СТАРИК
(Synthliboramphus antiquus)

Птицы / Ржанкообразные / Чистики / СТАРИК
Aves / Charadriiformes / Alcidae / Synthliboramphus antiquus

СТАРИК (Synthliboramphus antiquus) небольшая птица, весит 180-260 г. Голова у него черная, спина серая с голубоватым оттенком, брюшко белое. Характерны пучки белых перьев на голове и белые полоски на шее. Поскольку ноги у стариков отнесены далеко назад, то по суше он передвигается с трудом, зачастую скользит на брюхе, отталкиваясь ногами. Встречается на побережье и островах северной части Тихого океана от Британской Колумбии через Алеутские острова до Японии. Гнездится колониально как на безлесных островах, так и на островах, покрытых лесом. Колонии расположены на склонах покрытых слоем почвы, где птицы сами роют для себя норы. Правда, гнезда могут устраиваться и в пустотах скальных стенок, и между камнями осыпей. В колонии птицы активны ночью; они прилетают в полной темноте вечером и покидают их тоже в полной темноте, но утром. О появлении птиц в колонии обычно можно судить по их высоким, пронзительным крикам. В кладке обычно 2 яйца буровато-оливковой, охристой или голубоватой окраски с буроватыми или коричневатыми пестринами. Яйца очень крупные: 62,2х39 мм при весе 40-47 г. Насиживание начинается через 1-2 дня после откладки второго яйца и продолжается около 35 дней. Насиживают оба родителя. Старики (все четыре вида) самые необычные среди морских птиц. Родители вообще не кормят своих птенцов на суше. Их птенцы «слетают» в море в возрасте 1-2 дней. Зачастую оба родителя идут вместе с птенцами от норы до моря постоянно перекликаясь между собой, поскольку «слет» происходит тоже ночью. Если вспугнуть взрослых птиц, то они перелетают на воду и уже от туда продолжают звать птенцов. Как только птенцы попадают в море, воссоединившееся семья уходит подальше от берегов, поскольку в этом возрасте птенцов с легкостью могут ловить чайки. Оба родителя продолжают заботиться о своих птенцах еще чуть более месяца: кормят птенцов мелкой рыбой и обогревают. Зимует в море, чаще в прибрежной полосе. Питается мелкими водными беспозвоночными животными.

к.б.н. Конюхов Николай Борисович специально для FLORANIMAL