СТРЕПЕТ
  • СТРЕПЕТ - фотографии (1)

• Родственные виды:
  • ДРОФА
  • СТРЕПЕТ
    (Otis tetrax)

Птицы / Журавли / Дрофиные / СТРЕПЕТ
    Aves / Grues / Otididae / Otis tetrax

СТРЕПЕТ (Otis tetrax) птица небольших размеров, примерно с тетерева: весит от 600 до 950 г. По общему облику стрепет весьма напоминает дрофу. Ведет наземный образ жизни, быстро бегает по земле. Общий тон окраски оперения верхних частей тела стрепета серый с мелким струйчатым рисунком, нижних — белый. Благодаря такой покровительственной окраске при опасности стрепет нередко искусно затаивается, плотно прижимаясь к земле среди чахлой растительности. Взлетает стрепет стремительно и летит быстро, часто взмахивая крыльями. Распространен стрепет по степям и полупустыням от южных частей Западной Европы, западного побережья Средиземного моря и Марокко на западе до предгорий Алтая и Кашгарии на востоке. Стрепет населяет участки целинной степи и залежных земель, предпочитая слегка всхолмленную местность с разреженным травостоем. На возделываемых полях делать гнезда стрепет избегает. Весной стрепет прилетает в гнездовые места позднее дрофы, когда степи почти полностью освобождаются от снега. В разных частях ареала это падает на период от конца марта до начала мая. Летит стрепет небольшими стайками, преимущественно ночью. В северных частях ареала стрепет вскоре после прилета приступает к токованию и размножению, в южных же частях он довольно значительное время держится стайками, пока самцы не наденут полный брачный наряд, что бывает не ранее конца апреля. Токуют самцы в одиночку, принимая при этом своеобразные позы. Гнездится стрепет отдельными парами. Гнездо стрепета располагается на земле и представляет собой ямку, выстланную тонким слоем сухих стебельков. Размеры гнезда: диаметр гнезда 17—18 см, глубина лотка около 9 см. Массовая кладка падает на разные числа мая. В полной кладке чаще всего бывает от 3 до 5 яиц оливкового цвета со светлыми рыжевато-бурыми мелкими пятнами. Размеры яиц: 47—58 х 37—39 мм. Насиживает самка в течение 20—21 дня. Самец стрепета в это время находится близ гнезда. Он принимает участие и в воспитании птенцов. Первые дни выводок держится поблизости от гнезда, позднее переходит на участки степи с высоким травостоем, где легче скрыться от хищников. В августе в возрасте двух-двух с половиной месяцев молодые достигают величины взрослых. С этого времени выводки объединяются в стайки и начинают широко кочевать по степи. В сентябре — октябре они отлетают на зимовки. Питается стрепет как растительной, так и животной пищей, преимущественно насекомыми. Стрепет относится к числу ценнейших представителей пернатой дичи. Однако, подобно дрофе, запасы стрепета также резко сократились вследствие распашки степей и интенсивного преследования. Необходимы меры по охране стрепета.

СТРЕПЕТ