СУЛТАНКА
(Porphyrio poliocephalus)

Птицы / Журавли / Пастушковые / СУЛТАНКА
Aves / Grues / Rallidae / Porphyrio poliocephalus

СУЛТАНКА (Porphyrio poliocephalus) крупная, значительно крупнее лысухи, птица. Султанскую курицу легко можно отличить от других птиц по сравнительно длинным и сильным ногам, непропорционально длинным пальцам, короткому мощному клюву, голому пятну на лбу и по яркой синевато-зеленой окраске оперения. Большую часть жизни султанская курица проводит в густых зарослях, по которым может передвигаться с исключительной ловкостью, легко взбираться по стеблям тростника, а при нужде с большой быстротой перебегать открытые площади или взбираться на деревья. Распространена султанская курица в Южной Европе, Африке, Передней и Южной Азии, на Малайском архипелаге, в Австралии и Полинезии. В СССР встречается на территории, прилегающей к Каспийскому морю. Населяет тростниковые, камышовые и кустарниковые заросли по берегам водоемов. На большей части ареала султанская курица оседла. С дельты Волги и с Урала на зиму откочевывает к югу. Гнездится султанская курица обособленными парами. Разбивке на пары и гнездованию предшествует подобие тока, когда птицы собираются на определенных участках большими стаями. По окончании токов, примерно с конца первой трети апреля, пары приступают к постройке гнезд. Гнездо султанской курицы помещается на сухой кочке или среди затопленного тростника и в этом случае нередко дном соприкасается с водной поверхностью. Оно напоминает гнездо лысухи и всегда хорошо скрыто среди густых зарослей. Диаметр гнёзда 28- 34 см. В постройке гнезда принимают участие оба члена пары. В конце апреля - мае в гнездах появляются яйца. Полная кладка содержит 3- 9, чаще 6-7 яиц, размер, окраска и форма которых изменчивы. Размеры яиц: 50-58 х 35-38 мм. Насиживают оба родителя, но больше самка. Насиживание начинается после появления 4- 5-го яйца и продолжается 22-25 дней. Вылупившиеся птенцы остаются в гнезде до 4 дней, где согреваются родителями. Даже подросшие птенцы регулярно возвращаются к месту вывода и отдыхают в гнезде или рядом с ним. Позднее отдельные выводки соединяются в группы, к которым присоединяются и самцы. Питается султанская курица преимущественно растительными кормами - нежными корневищами, молодыми побегами и семенами различных, главным образом водных, растений. Султанская курица употребляет в пищу также водных и наземных насекомых и лягушек, а иногда яйца и птенцов из гнезд. Ввиду ограниченной численности султанская курица никакого промыслового значения не имеет.

СУЛТАНКА