СКОПА
(Pandion haliaetus)

Птицы / Птицы хищные дневные / Скопиные / СКОПА
Aves / Falconiformes / Pandionidae / Pandion haliaetus

СКОПА (Pandion haliaetus) единственный вид семейства скопиных — имеет космополитическое распространение, встречаясь вблизи водоемов. Она обитает в Европе и Азии (кроме тундр, на юг до Испании, Средиземноморья и Южного Китая), в Северной Африке, Австралии, Северной Америке, на ряде островов в Тихом океане. В северной части гнездовой области скопа перелетна, зимует в Южной Африке, Индии, Индокитае, на юге Северной Америки. В нашу страну скопа прилетает в апреле, когда водоемы освобождаются от ледового покрова, улетает на зимовку в сентябре. Длина скопы 55—60 см, вес 1,3—1,9 кг. Самки крупнее самцов, окраска обоих полов одинакова. Спинная сторона скопы окрашена в темно-бурый цвет (у молодых первогодков перья с беловатыми каемками), брюшная сторона белая, обычно с буроватыми пестринами на зобе. Голова белая с бурыми пестринами и черной полосой в области глаза и ушей. Радужина желтая, клюв и когти черные, ноги свин-цово- или зеленовато-серые. Оперение скопы жесткое, плотно прилегающее к телу. Крылья длинные и острые, хвост относительно короткий и узкий. Лапы сильные, с длинными круто загнутыми когтями и с неоперенной цевкой; нижняя поверхность пальцев покрыта заостренными шипиками; наружный палец оборотный, т. е. может быть обращен назад. Распространена скопа вблизи водоемов, богатых рыбой. Скопа гнездится чаще поодиночке, но иногда группами (в спокойных местностях с обильной добычей). Гнезда построены из сучьев, большие, используются обычно долгое время. Расположены они на деревьях, на скалах, иногда и на земле. В России скопа приступает к гнездованию в конце апреля — начале мая, когда в гнездах находят полную кладку из 3 (редко из 2 или 4) яиц, голубоватых или буроватых с темно-бурыми отметинами. Насиживает самка в течение примерно 35 дней, быть может, при некотором участии самца. Птенцы в гнезде находятся около 8 недель и вылетают из него в конце июля и в августе. Основная пища скопы — рыба средней величины. Однако в случае отсутствия или малого количества рыбы скопа кормится мелкими млекопитающими (грызунами — сусликами, мышами и т. д.), лягушками, изредка птицами. Добывает рыбу скопа очень своеобразно. Скопа летает на высоте 20—25 м над водоемом. Завидев добычу, складывает крылья и, вытянув лапы, бросается в воду, иногда при этом полностью в нее погружаясь. Рыбу в зависимости от величины захватывает или двумя лапами, или одной. Хотя, скопа кормится и полезными рыбами, вредной для рыбного хозяйства ее считать не следует, так как птица эта редкая и малочисленная. Во многих странах скопа охраняется как интересный памятник природы.

СКОПА