СВИЯЗЬ
(Anas penelope)

Птицы / Гусеобразные / Утиные / СВИЯЗЬ
Aves / Anseres / Anatidae / Anas penelope

СВИЯЗЬ (Anas penelope) утка среднего размера со сравнительно короткой шеей и небольшой головой. Вес ее колеблется от 0,5 до 1 кг. Летает легко и быстро, по маневренности полета уступает, пожалуй, только чиркам. С воды поднимается легко и при нужде может взлетать почти вертикально. На лету хорошо узнается по белым пятнам на крыльях у самцов, по светлым - у самок. Самец в брачном наряде весьма красив. Лоб и темя у него бледно-охристые, остальная часть головы и шея рыжевато-коричневые. Верхняя сторона серая с мелкими поперечными струйчатыми полосками. Зоб и часть груди розовато-серые. Бока тела с мелкими серыми поперечными струйками. Брюшная сторона белая. Зеркальце металлически-зеленое, на верхних кроющих крыла крупное белое пятно. Самка имеет более скромную окраску. Свиязь широко распространена в северных частях Европы и Азии от Исландии, Скандинавии до Северо-Западной Монголии. Во многих районах этой обширной территории довольно обильна. Селится на озерах, богатых водной растительностью и небольшими свободными плесами. Озер, сильно заросших тростником или имеющих обширные плесы, свиязи избегают. Всюду, кроме Британских островов, перелетная птица. Зимует в Западной Европе, Средиземноморье, в южных частях Азии и в Японии. Весной на места гнездовий свиязи прилетают довольно поздно, примерно в середине апреля в южных частях ареала и в конце мая в северных..Появляются здесь они уже парами, которые несколько более стойки, чем у других уток. В брачный период чужих самок селезни не преследуют. При наличии самцов, еще не имеющих пары, между селезнями бывают драки. Гнезда расположены на земле вблизи водоемов, обычно хорошо скрыты под кустами, деревьями, в куртинках травы. Гнездо в виде ямки глубиной 5 - 7 см, с очень скудной растительной выстилкой или вовсе без нее и значительным количеством пуха, уложенного, как и У других уток, валиком по краям гнезда. В полной кладке 7-10, чаще 9 чисто-белых яиц. Размеры яиц: 50-59x33- 40 мм. В насиживании яиц принимает участие только самка, самец же первое время находится поблизости от гнезда. Насиживание продолжается, по одним данным, 24-25 дней, по другим - 22-23 дня. В гнезде молодые остаются менее суток, и, как только обсохнут, мать переводит их на водоем. Пуховички быстро передвигаются по суше, хорошо плавают и ныряют. Птенцы растут довольно быстро и в возрасте примерно 45 дней начинают летать. Летные птенцы в южных частях ареала появляются около середины июля, в северных - даже во вторую половину августа. Правда, в связи с растянутостью у свиязи периода размножения от указанных сроков имеется немало отклонений. Осенний отлет у свиязей начинается в конце августа - начале сентября и заканчивается в октябре. Свиязь по преимуществу растительноядная утка, питающаяся зелеными листьями, луковицами и корневищами водных растений - сусака, валлиснерии, резухи, стрелолиста, рдеста и др. Семена растений и животные корма имеют меньшее значение, но в некоторые сезоны охотно поедаются. Из животных употребляет моллюсков, а в степных районах летом в значительном количестве саранчуков, подбирая упавших в воду или выходя за ними на сушу. Свиязь имеет большое промысловое значение. Особенно в значительном количестве добывается на зимовках, где она образует массовые скопления. По качеству мяса свиязь - одна из лучших уток.

СВИЯЗЬ