РЯБЧИК ВОРОТНИЧКОВЫЙ
  • РЯБЧИК ВОРОТНИЧКОВЫЙ
    (Bonasa umbellus)

Птицы / Куриные / Тетеревиные / РЯБЧИК ВОРОТНИЧКОВЫЙ
    Aves / Galliformes / Tetraonidae / Bonasa umbellus

РЯБЧИК ВОРОТНИЧКОВЫЙ (Bonasa umbellus) является обычнейшей птицей лесной зоны Северной Америки. Он распространен от разреженных ельников, граничащих с тундрой, до широколиственных лесов на окраинах прерий. Воротничковый рябчик заметно крупнее обыкновенного — отдельные самцы весят до 800 г, но обычно средняя масса самцов в осенне-зимнее время составляет около 640 г, а самок 570 г. Окрашены птицы очень пестро, особенно сложный узор из округлых пятен и каплевидных полосок покрывает верхнюю часть тела, где преобладают коричневый, охристый и серый цвета. Главная особенность воротничкового рябчика — наличие по бокам шеи двух пучков удлиненных перьев, окрашенных иначе, чем остальные перья. У одних разновидностей (подвидов) эти перья черно-синие, у других — красновато-коричневые с металлическим блеском на концах. Во время токования самец ставит удлиненные перья вертикально, так что они образуют сплошной воротничок вокруг шеи, из которого торчит серая, скромно окрашенная головка- Другая, не менее примечательная особенность этой птицы — ее своеобразное токование. Самец выбирает на своем токовом участке какой-нибудь ствол рухнувшего дерева или удобный пень и, упершись в него хвостом и поставив тело почти вертикально, неистово бьет по воздуху крыльями, так что хлопки сливаются в громкую барабанную трель. Она очень похожа на барабанную трель наших дятлов, но звучит гораздо громче и раскатистее. Издали кажется, что птица как бы аплодирует своими крыльями и каждый хлопок продуцируется при сталкивании крыльев перед грудью птицы. Но скоростная киносъемка показала, что крылья не касаются друг друга ни спереди, ни за; спиной, а хлопок происходит, когда оба крыла, двигающиеся вперед, резко отдергиваются назад. Собственно, это тот же принцип звукообразования, что и при щелкании кнутом. Барабанные трели воротничковых рябчиков — характерная музыка апрельских лесов Северной Америки, и немало поэтов воспели в своих стихах это необычное токование. Примечательно, что самки окрашены почти так же, как и самцы, у них даже есть пучки воротничковых перьев, которые, правда, гораздо меньше, чем у самцов, и не так ярко окрашены. Жизнь воротничкового рябчика протекает так же, как и у обыкновенного. Только самцы воротничкового рябчика не принимают никакого участия в выводе птенцов и охраняют не гнездовую территорию, а лишь свои токовые участки.

РЯБЧИК ВОРОТНИЧКОВЫЙ