РЯБИННИК
(Turdus pilaris)

Птицы / Воробьиные / Дроздовые / РЯБИННИК
Aves / Passeriformes / Turdidae / Turdus pilaris

РЯБИННИК (Turdus pilaris) Самец и самка рябинника окрашены сходно. Верхняя сторона головы и шеи серовато-стального цвета с черными пестринами на голове. Спина и плечевые перья темно-каштановые, крылья и хвост черно-бурые. Нижняя сторона шеи, зоб и грудь ржавчато-рыжие с черными продольными пятнами, середина брюха белая, надхвостье серое. Молодые птицы пестрые: спинная сторона тела буроватая со светлыми полосками на спине, брюшная охристая с темными пятнами. Длина тела 250—285 мм, крыла около 150 мм, вес около 100 г. Гнездятся рябинники в Северной и Центральной Европе и в Сибири до Лены, зимуют в Центральной и Южной Европе, в Северной Африке и Малой Азии. На большей части гнездового ареала прилет рябинников происходит в середине апреля. Гнездятся они колониально, часто устраивая на одном дереве по 2—3 гнезда; всего же в колонии бывает от 10 до 30, иногда и более пар. Гнезда устраиваются в развилке между стволом и толстым суком или на горизонтальной ветви вдалеке от ствола, при этом, если птиц не тревожат, гнезда помещаются на высоте от 1 до 4 м от земли, но если в лесу часто прогоняется скот или ходят люди, птицы выстраивают гнезда не ниже 7—10 м. Само гнездо — массивная полушаровидная постройка, сложенная из прошлогодних листьев злаков, корешков, сухих стебельков трав и скрепленная глиной. Изнутри стенки гнезда оштукатуриваются глиной, смешанной с кусочками мха, а затем выстилаются сухими былинками и мелкими стебельками. На постройку гнезда затрачивается 4—5 дней. Обычно в лето бывает две кладки. Насиживает самка в течение 12 дней. Самец в это время охраняет самку и гнездо: при приближении к гнезду человека он с резким стрекотанием бросается на непрошеного гостя и забрасывает его экскрементами. Вылупившиеся птенцы проводят в гнезде 12—13 дней, в течение которых их кормят оба родителя. Как и у певчего дрозда, птенцы рябинника покидают гнезда не подготовленными к самостоятельной жизни — взрослые еще долго кормят и учат их. Затем молодые рябинники небольшими стаями начинают кочевать по лесу, часто вылетая на опушки и поляны, где они кормятся. Позже к ним присоединяются молодые второго выводка и взрослые птицы. На осеннем пролете рябинники собираются в большие стаи. В зависимости от погоды и урожая ягод, которые составляют основную пищу рябинников в осенний период, срок отлета может изменяться. Обычно из Центральной Европы птицы отлетают в октябре — первой половине ноября. Питаются рябинники малоподвижными наземными насекомыми и их личинками, многоножками, дождевыми червями, мелкими моллюсками и пауками. В конце лета и осенью они почти полностью переходят на питание растительной пищей: поедают ягоды и вегетативные части некоторых растений. Особенно охотно в осенний период поедают плоды рябины, при урожае которой некоторые семьи рябинников остаются и зимовать. Как и певчий дрозд, рябинник способствует расселению некоторых лесных деревьев и кустарников (можжевельника, боярышника, калины, рябины и др.).

РЯБИННИК