РЕПОЛОВ
(Acanthis cannabina)

Птицы / Воробьиные / Вьюрковые / РЕПОЛОВ
Aves / Passeriformes / Fringillidae / Acanthis cannabina

РЕПОЛОВ (Acanthis cannabina) или, как ее еще называют, реполов немного меньше воробья, весит 19 — 22 г. В весеннем оперении у самца темя, лоб и грудь яркого карминного цвета, верхняя сторона тела буроватая, брюшко и бока белые. Самка по окраске похожа на самца, но в оперении у нее отсутствует красный цвет. Распространена коноплянка в Европе, Северо-Западной Африке, Малой, Передней и Средней Азии. Коноплянка — обитатель культурного ландшафта. Любимыми местами ее обитания являются сады, живые изгороди, защитные древесные и кустарниковые насаждения, кустарниковые поросли по лугам и опушкам лесов. Это перелетная птица и лишь на юге ареала ведет оседлый или кочующий образ жизни. Весной коноплянки прилетают рано, в марте — первой половине апреля, и вскоре приступают к гнездованию. В период разбивки на пары можно часто наблюдать поющих самцов, сидящих на телеграфном проводе, вершине куста или дерева. При этом самец приподнимает хохолок на голове и поворачивается из стороны в сторону. Время от времени он взлетает с песней высоко в воздух и, сделав два-три круга, планируя, опускается на прежнее место. Гнезда коноплянки устраивают обычно в густых кустарниках и на деревьях на высоте от 1 до 3 м. В первой половине мая в гнездах появляются яйца. В кладке 3—7, чаще 5 бледных зеленовато-голубых яиц, покрытых коричневатыми крапинками, более густыми на тупом конце. Насиживает только самка в течение 13—14 дней. Птенцы находятся в гнезде 13—15 дней. Выкармливают их оба родителя. Вылет молодых происходит в июне. Слетевших с гнезда птенцов продолжает подкармливать главным образом самец. Самка же сразу после вылета птенцов покидает их и приступает к устройству нового гнезда для второй кладки. Птенцы второго выводка вылетают из гнезда примерно в конце июля. Выводки объединяются в стайки, которые кочуют первое время вблизи мест гнездования. Осенний отлет происходит в конце сентября — в октябре. Питаются коноплянки семенами репейника, лопуха, конского щавеля, чемерицы и других травянистых растений. В меньшей степени они поедают разнообразных насекомых. Выкармливают птенцов насекомыми и вылущенными семенами.

РЕПОЛОВ