ПЧЕЛА-КАМЕНЩИЦА
(Chalicodoma muraria)

Насекомые / Перепончатокрылые / Мегахилиды / ПЧЕЛА-КАМЕНЩИЦА
Insecta / Hymenoptera / Megachilidae / Chalicodoma muraria

ПЧЕЛА-КАМЕНЩИЦА (Chalicodoma muraria) делает гнезда из цемента, прикрепляя их к камням или стенам домов. Вначале пчела набирает порцию цемента и строит фундамент в виде круглого валика. Для прочности снаружи в еще мягкий цемент вделываются небольшие камешки. Готовая ячейка имеет форму кувшинчика, если она сделана на горизонтальной поверхности, или разрезанного пополам наперстка — на вертикальной. Отверстие ее всегда направлено вверх. На внешней поверхности ячейки выдаются вмазанные в нее камешки, но внутренняя — сглажена и покрыта штукатуркой из чистого цемента. В приготовленную ячейку пчела носит мед и цветочную пыльцу. После того как запасы сделаны и яйцо отложено, она делает крышечку, начиная с боков и постепенно переходя к центру. Закончив первую ячейку, каменщица строит рядом вторую, затем третью и так далее до 6—15 штук. Затем все ячейка покрываются общей крышей из чистого цемента. Толщина ее достигает сантиметра. Готовое гнездо отличается чрезвычайной прочностью. Изучая гнездостроение пчел-каменщиц, Фабр проделал серию любопытных опытов, иллюстрирующих то, что даже самые искусные насекомые в своей работе руководствуются не разумом, как это может показаться с первого взгляда, а слепым врожденным инстинктом. Перемещая гнезда каменщиц, он обнаружил, что при поисках они руководствуются только топографическим чувством. Стоит перенести камень с гнездом на метр в сторону, и пчела уже воспринимает его как чужое. Однако если на то же место поставить другое гнездо, даже сильно отличающееся от старого, она продолжает как ни в чем не бывало свою работу. Больше того, если пчела в момент подмены строила ячейку, то в новом гнезде она будет продолжать строительство, достраивая уже законченные ячейки, и, наоборот, если она носила в этот момент пищу для личинки, она будет продолжать носить ее в уже заполненную пищей (но не закрытую) ячейку, в которую уже было отложено яйцо предыдущей хозяйкой.

ПЧЕЛА-КАМЕНЩИЦА