ПЯДЕНИЦА СОСНОВАЯ
(Bupalus piniaria)

Насекомые / Бабочки / Пяденицы / ПЯДЕНИЦА СОСНОВАЯ
Insecta / Lepidoptera / Geometridae / Bupalus piniaria

ПЯДЕНИЦА СОСНОВАЯ (Bupalus piniaria) Сосновая пяденица широко распространена в хвойных лесах почти всей Европы, на Кавказе и в Сибири. Бабочка в размахе крыльев достигает 3—4 см. У самки крылья рыжие с более темной окраской на вершине и по внешнему краю; у самца они черно-бурые с белыми или желтовато-белыми пятнами. Самка в июне откладывает яйца на хвою, рядами по 7—32 штуки. Недели через три из яиц вылупляются гусенички и начинают выедать в хвоинках продольные желобки. Взрослые гусеницы зеленые с пятью продольными желтоватыми полосками. Они очень прожорливы и полностью съедают хвоинки, оставляя лишь небольшие пеньки. Осенью они спускаются в подстилку, где сразу окукливаются. Зимует куколка; она небольшая, длиной около 1 —1,5 см, вначале зеленая, затем желтовато-бурая. Возникновение вспышек массового размножения сосновой пяденицы обычно связано с теплой сухой погодой во второй половине лета и осенью. Начавшаяся вспышка может длиться 6—8 лет. За последнее столетие наблюдалось восемь таких вспышек; самая крупная из них была в 1940—1944 годах; она захватила почти всю Европейскую часть России.

ПЯДЕНИЦА СОСНОВАЯ