ПУНОЧКА
(Plectrophenax nivalis)

Птицы / Воробьиные / Овсянковые / ПУНОЧКА
Aves / Passeriformes / Emberizidae / Plectrophenax nivalis

ПУНОЧКА (Plectrophenax nivalis) принадлежит к крупным овсянкам, весит 28—50 г. От других овсянок легко отличается по белой окраске значительной части оперения. У самца голова, нижняя часть спины и вся брюшная сторона целиком белые, середина спины, крылья и хвост черные. У самки спинная сторона черновато-серая. Распространена она по северным побережьям и островам Европы, Азии и Северной Америки. На зиму улетает в средние части Европы и Азии и в южную половину Северной Америки. Характерными местами обитания пуночки являются участки каменистой тундры с россыпями, береговые обрывы и скалы рек и морских побережий. Нередко гнездится в селениях под карнизами домов, заменяя в Арктике до известной степени воробья. На места гнездовий пуночки прилетают раньше большинства других птиц, когда в тундре еще много снега и появляются лишь проталины. В зависимости от географического положения местности это наблюдается от конца марта до первой половины мая. Первыми прилетают самцы, которые вскоре занимают гнездовые участки. Самки появляются значительно позднее, чаще всего в мае. В отличие от других арктических птиц гнездование у пуночек начинается долгое время спустя после прилета. Только в конце мая — начале июня они разбиваются на пары и приступают к устройству гнезд. Гнезда помещаются под камнями, в расщелинах скал, реже на склоне под кочкой, а также в различных укрытиях в домах и иных постройках. В кладке от 4 до 8, чаще 5—6 яиц зеленовато-белого цвета с крапинами. Полные кладки наблюдаются в июне и первой половине июля. После окончания кладки самка приступает к насиживанию, которое длится 14 дней. Выкармливают птенцов оба родителя. В возрасте 14 дней молодые покидают гнездо, что в разных частях ареала наблюдается в конце июня, в июле и даже в августе. В августе начинают формироваться стаи, а вскоре происходит осенний отлет. Последний в большинстве районов гнездовой области заканчивается в сентябре и лишь местами захватывает и октябрь. Питается пуночка смешанным кормом, зимой главным образом семенами трав, летом насекомыми.

ПУНОЧКА