ПОДОРОЖНИК ЛАПЛАНДСКИЙ
(Calcaricus lapponicus)

Птицы / Воробьиные / Овсянковые / ПОДОРОЖНИК ЛАПЛАНДСКИЙ
Aves / Passeriformes / Emberizidae / Calcaricus lapponicus

ПОДОРОЖНИК ЛАПЛАНДСКИЙ (Calcaricus lapponicus) размером примерно с домового воробья, весит 20—34 г. От других овсянок он отличается черной грудью и черной головой, светлой бровью и рыжим зашейком. У самок темя черно-бурое с рыжеватой полосой посередине и светлыми полосами по бокам. По своему распространению подорожник — кругополярная птица, населяющая тундры Старого и Нового Света и острова Северного Ледовитого океана. В гнездовой области живет только летом, на зиму улетает в средние и южные части Европы, в Азии спускается до Южной Сибири, Алтая, Китая и Японии, в Северной Америке — до южных ее частей. Наиболее характерным местом его обитания является равнинная кочковатая тундра, особенно там, где равнинный ландшафт нарушается буграми, кустарниками, озерками и даже лужами. В таких местах он весьма обычен и многочислен. Весной лапландский подорожник прилетает в тундру рано, с появлением первых проталин, что наблюдается в разных районах ареала от конца апреля до середины июня. Первыми прибывают самцы, а затем и самки. Сначала они держатся обособленными стайками и только с наступлением резкого потепления и с почти полным исчезновением снежного покрова стайки рассыпаются, птицы разбиваются на пары и занимают гнездовые участки. В это время слышны неумолкаемые песни самцов и видны их драки. Вскоре самки приступают к устройству гнезд, которые в благоприятных местах располагаются на расстоянии 80—150 м друг от друга. Гнезда помещаются на земле, чаще сбоку кочки под нависшими пучками травы. В кладке 4—7, чаще 5 яиц серовато-коричневой или зеленовато-серой окраски с мелкими бурыми крапинками. Полные кладки в разных частях ареала встречаются от начала июня до начала июля. Насиживает одна самка, во время отсутствия которой самец держится у гнезда. Длительность насиживания 8— 10 дней. В выкармливании птенцов принимают активное участие оба члена пары. Они часто приносят птенцам корм в течение почти круглых суток, за исключением 2—3 «ночных» часов. Птенцы находятся в гнезде от 8 до 10 дней. Вылет их происходит в июле и начале августа. Родители кормят вылетевших птенцов примерно 10 дней, а затем оставляют их и перемещаются в хорошо защищенные места на линьку. Подросшие молодые постепенно сбиваются в стайки и в августе вместе с взрослыми покидают тундру и отправляются на зимовки. Питается лапландский подорожник различными насекомыми и их личинками, пауками, а также семенами растений.

ПОДОРОЖНИК ЛАПЛАНДСКИЙ