ПОПОЛЗЕНЬ СКАЛИСТЫЙ
(Sitta neumayer)

Птицы / Воробьиные / Поползневые / ПОПОЛЗЕНЬ СКАЛИСТЫЙ
Aves / Passeriformes / Sittidae / Sitta neumayer

ПОПОЛЗЕНЬ СКАЛИСТЫЙ (Sitta neumayer) населяет горные районы от Балканского полуострова до Афганистана и Средней Азии. Это очень живая и подвижная птица, более подвижная, чем обыкновенный поползень. Скалистый поползень легко и быстро лазает по отвесным скалам, цепляясь когтями за выступы камней, и часто передвигается вниз головой. Так же ловко птица лазает и по деревьям. Размерами и внешним видом скалистый поползень похож на обыкновенного поползня. В гнездовой период эти поползни встречаются в скалистых участках гор до 3000 м над уровнем моря, по обрывам, ущельям, по крутым каменистым склонам с достаточно большими утесоподобными глыбами камня. Гнездовой период начинается рано. Уже в начале марта можно наблюдать поющих самцов. Песня состоит из низких посвистов, похожих на свист обыкновенного поползня, но более громких и звучных. В конце марта — начале апреля птицы приступают к постройке гнезд, помещаемых в трещинах и углублениях отвесных или сильно покатых стен ущелий, на более или менее вертикальных поверхностях скал и утесов, большей частью под прикрытием какого-нибудь выступа или карниза, предохраняющего от попадания в гнездо воды. Строится гнездо обычно в течение 14—18 дней. В тех случаях, когда птицы найдут достаточно глубокую трещину или углубление в скале, только вход в нее обмазывается глиной, смоченной слюной птицы. В тех же случаях, когда ниша недостаточно глубока, поползни слепляют вокруг нее плотно приделанную к шероховатостям скалы колбообразную или горшкообразную постройку с круглым летным отверстием. Иногда вес такого сооружения достигает 10 кг. В глину из которой состоят стенки и крыша гнезда для прочности часто бывает вмазана галька, прутики, листья, хитиновые останки насекомых и перья. Часто птицы украшают перьями и скалы вокруг гнезда. После того как гнездо построено, самец обмазывает его снаружи слизью раздавленных гусениц. Птица прижимает гусеницу к стенке гнезда клювом и размазывает ее. Благодаря этому гнезда поползней по цвету почти неотличимы от окружающих камней и очень прочны. Толщина глинистых стенок достигает 20 мм; их с трудом можно взломать даже ножом. Иногда гнезда встречаются кучкой, причем слеплены одно на другом. В таких случаях только одно из гнезд бывает жилым, а остальные старые, брошенные. Выстилка гнезда состоит из сухих мягких травинок, мха, шерсти (чаще мелких грызунов) и большого количества мелких перьев. В апреле происходит кладка, состоящая обычно из 6—8 блестящих белых с красновато-коричневыми пятнышками яиц. В сезон обычна одна кладка, но на юге ареала, по-видимому, бывает и второй выводок. Насиживает самка в течение 15—18 дней; самец в это время караулит гнездо, а во время вылетов самки из гнезда на кормежку сопровождает ее. В гнезде птенцы находятся долго — около 4 недель. В конце мая можно встретить птенцов, которых еще докармливают родители. Семейные стайки, состоящие из 4—5 молодых птиц, широко кочуют в течение июня — августа до полного окончания линьки, после чего объединяются со взрослыми птицами и другими семьями в общие кочевые стайки, которые зимой спускаются в предгорные леса и долины. В поисках пищи птицы часто заглядывают в трещины и щели скал, между камнями и, заметив добычу, легко вытаскивают ее своим длинным клювом. Кормятся они в основном на земле, ловко склевывая насекомых с травы, часто добывают пищу на ветвях и стволах деревьев. В теплое время года пищу скалистого поползня составляют различные насекомые, главным образом жуки, реже поедаются гусеницы, пауки и другие мелкие беспозвоночные. Поздней осенью и зимой потребляются также семена различных древесных и травянистых растений и плоды (боярышника, вишни, шелковицы, шиповника и т. п.). В этот период поползни иногда посещают маленькие селения у подножий гор, где в отбросах отыскивают семена культурных растений.

ПОПОЛЗЕНЬ СКАЛИСТЫЙ